Поезда в Китае пользуются популярностью у англоязычных туристов, но россияне их используют редко. Причиной тому, во-первых, отсутствие удобного русскоязычного сервиса покупки билетов. Во-вторых, слабое знание возможностей этого транспорта в Китае. Здесь мы подробно расскажем о китайских поездах и дадим рекомендации по покупке билетов на англоязычных сайтах.
Какие пассажирские поезда бывают в Китае
Прежде всего, стоит вспомнить о поезде, которым гордится весь Китай – это Маглев. Он не использует рельсы, а парит над землей, опираясь на электромагниты. Его скорость достигает 470 километров в час. Подробно мы писали о нем в статье “Как доехать из аэропорта Шанхая в город”.
Систему скоростных поездов Китая называют современным чудом света, и не зря. Десятки тысяч километров специальных путей, тысячи составов и скорости 250 километров в час. На сегодняшний момент Китай располагает самой развитой сетью железных дорог в мире.
Кроме высокоскоростных, между китайскими городами курсируют обычные поезда, которые мало отличаются от наших. О них мы также расскажем ниже.
Местные поезда похожи на наши пригородные электрички, но распространены гораздо меньше.
Обзор цен на железнодорожный транспорт в Китае
Скоростные поезда прямо конкурируют с местными авиакомпаниями. Цена билета на поезд и самолет примерно одинаковая.
Возьмем, к примеру, маршрут из Пекина в Шанхай. В день написания этой статьи билет на скоростной поезд стоил 553 китайских юаня (93 USD), а билет на самолет можно купить за 5062 рубля. Учитывая курс американского доллара 50 рублей (в день написания этой статьи курс был именно таким), можно сделать вывод, что цены почти не отличаются.
Надеяться на скоростные поезда как на средство экономии в Китае явно не стоит. Выбирайте между поездом и самолетом исходя из своих личных предпочтений. Поезд из Пекина в Шанхай едет чуть менее 6 часов. Самолет летит 2 часа, но вы потратите много времени на поездку в аэропорт и предполетный контроль. По времени также большой разницы нет.
Если вы хотите сэкономить, то езжайте на обычном поезде. Он едет 12 часов, зато спальное место стоит 57 долларов. Сидячее место стоит уже 30 долларов. Просидеть 12 часов в поезде намного проще, чем в салоне самолета, на котором вы прилетите в Китай.
Как мы уже говорили, хорошего и удобного сервиса покупки ж/д билетов, работающего на русском языке, еще не существует. Российские сайты оказывают услуги по принципу: “оставьте заявку, а мы вам что-нибудь подберем”, что не устраивает потребителей.
Придется пользоваться английскими сайтами, что несложно. В современные браузеры встроен переводчик, и результат более-менее адекватный. (см. картинка1, картинка2)
Единственный важный факт, о котором не стоит забывать, – это названия городов в Китае. Они не всегда совпадают с российской интерпретацией. Пекин по-английски называется Beijing, Сиань – Xian, а Ухань – Wuhan. Ищите правильное латинское название нужного города, и вы купите билеты без проблем.
Конечно, билеты можно купить уже на месте в кассе, но наличие мест не гарантируется. Рекомендуем позаботиться о железнодорожных билетах заранее.
О скоростных поездах
Еще несколько лет назад высокоскоростные поезда в Китае развивали скорости 350 километров в час. Когда мы видели эту цифру на табло, казалось, что будущее из фантастических книг уже наступило. Сейчас все изменилось, и они редко развивают скорость больше 250. Ограничение введено в целях безопасности.
Поезд проделывает на максимальных скоростях отнюдь не весь путь, поэтому среднее время в пути увеличилось на 20%. К примеру, еще несколько лет назад из Уханя в Шанхай можно было добраться всего за 5 часов, а сейчас это 6 часов.
В продаже обычно встречаются три типа билетов. Это 2-й класс (Second Seat), 1-й класс (First Seat), Бизнес-класс (Business Seat). Разница заключается в удобствах - чем выше класс, тем больше размер сидений и дороже билет. 1-й класс в 1,5 раза дороже, чем 2-й. Бизнес стоит в 3 раза дороже, чем 2-й класс.
Проблема комфорта в китайских поездах стоит не так остро, как при авиаперелетах. Вы всегда сможете встать и прогуляться по поезду сквозь все вагоны. Можно пойти в вагон-ресторан и покушать или выпить. Цены на еду вполне приемлемые. В последнюю нашу поездку обед стоил 50 юаней, а китайское пиво 10 юаней.
Часть поездов не имеют бизнес-класса, а некоторые имеют “Standing-room Only” места. По сути, это стоячие места. Поверьте нашему горькому опыту! Никогда не покупайте билет на китайский скоростной поезд, если там есть стоячие места.
Это действительно ужасно, люди без мест занимают любое пространство, где только можно хоть как-то сидеть. Вагон-ресторан заполняется первым, и про обед там можете забыть. Проходы заполняются сидящими людьми.
Если вы в таком поезде оставите свое место, то его моментально занимают. Конечно, когда вы вернетесь обратно и предъявите билет, то место уступят обратно. Но, согласитесь, приятного мало.
К счастью, скоростные поезда со стоячими местами встречаются редко.
Важная проблема при покупке билетов – как отличить по названию скоростной поезд от обычного. Во-первых, по времени поездки. Во-вторых, по цене. Но проще всего их различать по названию. Начальная буква “G” – это точно скоростной состав. “T”, “K”, “Z” или без буквы – это обычный поезд. Сложнее всего с “D” – это точно состав только с сидячими местами, но он может быть быстрым, а может быть медленным.
Об обычных поездах
Они бывают одноэтажные и двухэтажные. Разницы для пассажира нет, так как уровень комфорта от этого не зависит. Многим эти поезда нравятся больше в связи с низкой ценой. Спальное место дешевле почти в 2 раза, чем кресло в “скоростнике”, сидячее место в 3 раза дешевле.
Многие действительно жертвуют комфортом и скоростью ради стоимости. Вторая причина, почему такие поезда некоторым нравятся, – там можно курить. Правила курения в Китае на транспорте соблюдаются четко. Курить в скоростных поездах нельзя. В обычных можно, но только в тамбуре.
Обычный китайский поезд очень похож на муравейник - шум, гам и непонятно кто куда двигается. Многие россияне не могут этого переносить. В вагонах часто курят, хотя делать это можно только в тамбуре.
На эти поезда бывают четыре вида билетов. Стоячие и сидячие места, аналогично как в скоростных составах. А также, мягкие (Soft Sleeper) и твердые (Hard Sleeper) лежачие места. Это аналогично нашим “купе” и “плацкарт”.
Поезда в близкие города
В Китае нет развитой системы пригородных электричек, как в России, и проблема – как добраться до города в 100 километрах от вас решается по-разному. Встречаются аналоги наших электричек. Пример – поезда до местечка Бадалин, где туристы смотрят Великую Китайскую стену.
Но чаще эта проблема решается при помощи скоростных поездов. Просто вы покупаете билет не до конечной станции, а до нужного вам города.
К примеру, город Уси удален на 130 километров на запад от Шанхая. 40 минут на “скоростнике”, и вы на месте. Все туда именно так и едут.
Уси – это маленький город с населением 6,5 миллионов человек. Отдельные поезда туда не предусмотрены.
Это была не шутка. Действительно, в Китае города меньше 8 миллионов называют “маленькими”. В стране 173 города-миллионника, и населением 6,5 миллионов жителей никого не удивить.
Важные советы туристам
Во-первых, сходите в туалет в отеле перед выездом. Туалеты в китайских поездах повергают россиян в культурный шок. Как выразился один наш коллега: “Да там просто дырка в полу”. Эта фраза касается также туалетов в скоростных составах и на вокзалах.
Во-вторых, посадка на поезд проходит быстро – 5-10 минут, и никто вас ждать не будет, это не аэропорт. Найдите место посадки на ваш поезд заранее. Номер вашего поезда большими буквами написан на билете, ищите нужные ворота (Gate) по этому номеру.
Как только началась посадка, двигайтесь в сторону ворот. Не надо пытаться, вооружившись принципом “я по-быстрому”, бегать в туалет или купить попить. Поезд уедет без вас, и пассажиров там никто не считает.
На билете написан номер вашего вагона и места. Смотрите картинку справа, где мы указали, где именно находится эта информация.
К слову, билеты для китайцев и иностранцев отличаются по цвету. Для нас они розовые, для них синие. Иностранец может купить билет только по паспорту, а китайцы их приобретают по своему ID. Мы не знаем, с какой целью введено это разделение по цветам билетов. Наверное, в этом есть какой-то сакральный смысл.
Удачных вам поездок в поездах в Китае, и смотрите другие статьи об этой стране у нас на сайте (ссылки ниже).
Оставьте свой комментарий. Нам важно Ваше мнение!
Наталья
Не знаю, на каких участках ограничение скорости. В ноябре 2015 путешествовала Пекин-Ченду-Сиань-Пекин и в ближних и дальних окрестностях этих городов. В скоростных поездах 337 км/час в среднем.
Александр - ГлавРед сайта
Уважаемая Наталья, Спасибо за комментарий, но Вы что-то путаете.
Средняя скорость = пройденное расстояние / затраченное время.
Возьмем маршрут Сиань - Пекин.
Расстояние между этими городами - чуть больше 900 км. Самый быстрый скоростной поезд доезжает за 4,5 часа.
Средняя скорость = 200 километров в час!
О каких 337 Вы говорите? Вы просто пару раз посмотрел на табло в вагоне, и сделали из этого общие выводы.
Снижение скорости поездов в Китае - это реальность. Я сам помню, как доезжал из Шанхая в Уси всего за 20 минут. Сейчас 28 минут - это минимум. Прискорбно.
Наталья
Не знаю, на каких участках ограничение скорости. В ноябре 2015 путешествовала Пекин-Ченду-Сиань-Пекин и в ближних и дальних окрестностях этих городов. В скоростных поездах 337 км/час в среднем.
Александр - ГлавРед сайта
Уважаемая Наталья,
Спасибо за комментарий, но Вы что-то путаете.
Средняя скорость = пройденное расстояние / затраченное время.
Возьмем маршрут Сиань - Пекин.
Расстояние между этими городами - чуть больше 900 км. Самый быстрый скоростной поезд доезжает за 4,5 часа.
Средняя скорость = 200 километров в час!
О каких 337 Вы говорите? Вы просто пару раз посмотрел на табло в вагоне, и сделали из этого общие выводы.
Снижение скорости поездов в Китае - это реальность. Я сам помню, как доезжал из Шанхая в Уси всего за 20 минут. Сейчас 28 минут - это минимум. Прискорбно.
Оставить комментарий