Граждане России, выезжающие по путевке за границу, надежно защищены страховым полисом, который входит в список необходимых документов в туристическом пакете. Слово «надежно» многими воспринимается буквально, поскольку туристы не вчитываются в страховой документ. Само понятие «страховка», наверное, успокаивает их и обнадеживает. А зря.
Давайте разберем по камешку этот замысловатый документ, который трудно читается, еще труднее понимается. А заодно разъясним загадочное понятие «франшиза», ведь по состоянию на 2023 год подавляющее большинство страховых договоров содержат франшизу.
Обращаем внимание! В этой статье мы описываем типовой страховой договор. Набор страховых и НЕстраховых случаев конкретно в Вашем договоре может немного отличаться. Читайте свой договор.
Страховой ликбез
Пусть даже время на чтение перед отдыхом тратить не хочется (некоторые вообще на это не тратят время), но, поверьте, что стоит этим заняться перед подписанием договора о страховании (или подтверждением договора-оферты).
Даже если не прочитали при покупке, то чтение – хороший способ занять три с лишним часа полета в Турцию.
Две части этого документа разные по содержанию и по размерам. Чуть позже поймете, почему.
Первая часть содержит перечень случаев, покрывающихся страховкой. Он достаточно реальный и, на первый взгляд, всеобъемлющий.
Но даже беглое прочтение второй части даст понять, что НЕстраховых случаев больше, и они, как ни жаль, встречаются чаще.
Добавляет пессимизма туристу и раскрытие понятия «франшиза». Заморское слово ничего хорошего российскому путешественнику не принесет.
Выезжая в Турцию для ознакомления с достопримечательностями страны или на отдых, застраховаться от несчастных случаев необходимо, и причин на это несколько. Государство отличается от родных просторов климатом и культурой (экзотические кушанья могут преподнести неприятный «подарок» организму). К тому же медицинское обслуживание в Турции дорогое для иностранцев.
Франшиза: как ее понять
Понятие «франшиза» обозначает определенную сумму, которую страховщик не покрывает при возникновении страхового случая. Обычно эта сумма не превышает 30 долларов.
К примеру, вам оказали медицинскую помощь, наложили повязку с лекарством на рану. Выставили сумму для оплаты в 26 долларов. Показывать врачу страховку не имеет смысла - вы сами оплачиваете оказанные вам услуги.
Если вам наложили гипс на руку, сделали обезболивающий укол и оценили эти услуги в 45 долларов, то 30 долларов вносите в кассу медицинского учреждения вы, остальное платит компания-страховщик.
По цене страховые полисы с франшизой дешевле стандартных полисов. Туристические операторы в России выбирают, конечно же, то, что подешевле.
Алгоритм действий застрахованного лица при возникновении несчастного случая
Очень важный пункт страхового полиса гласит, что в случае неприятностей застрахованное лицо обязано в первую очередь оповестить страховщика.
Часто в реальности этот пункт не может быть выполнен по независящим от застрахованного причинам. Если вы истекаете кровью, нуждаетесь в срочном оказании помощи, то первым делом должны сообщить об этом страховой компании, которая пришлет вам свою скорую помощь. Забота страховщика о вас понятна, но счет может идти на минуты. А ведь в пределах доступности еще должен быть и телефон (исправный, конечно). Неслучайно этот пункт ввели в страховой полис. Таким образом, можно отказать в выплате по страховке немалому количеству туристов.
Выплатят-не выплатят, или какие несчастные случаи “везучие”
Рассмотрим несколько примеров страховых и не страховых случаев. В вашем договоре некоторые из них могут и не встречаться, поэтому вчитывайтесь в страховой документ.
Происшествие первое. Травма в бассейне или на пляже, это может быть или обычный ушиб, или что-то посерьезнее. Случай входит в список страховых. Сообщаете компании, ожидаете помощь. Если в крови обнаружат алкоголь, то о выплате можете забыть. Любой случай, когда турист находится под воздействием алкоголя считается НЕстраховым. О ценах и правилах распития читайте в нашей статье «Алкоголь в Турции».
Происшествие второе. Отправились на экскурсию и ранились - поскользнулись на травентинах в Памуккале или бродя по руинам Фазелиса. Независимо от того, у кого вы приобрели экскурсию, вам обязаны возместить затраты или оплатить медицинские услуги. Часто гиды обманывают туристов и врут, что страховка распространяется только в том случае, если страховку купить у них. Не верьте им, в страховом полисе не прописывают наименование туроператора.
Происшествие третье. Травмы во время активного отдыха с катанием на катамаранах, с прыжками с парашюта не являются страховым случаем. Поинтересуйтесь у организаторов экскурсии о спортивной страховке, которая составляется именно для таких экстремальных развлекательных эпизодов на отдыхе.
Происшествие четвертое. Хотели получить несравненный загар и шоколадное тело, а получили ожоги и головную боль, поскольку в страховке о невыплатах по солнечным ожогам упоминается.
Происшествие пятое. Морские жители тоже могут приносить неприятности. Если вас укусили таковые, то лечитесь сами. Страховая компания не поможет. Туристы из европейских стран зачастую купаются в бассейнах, а не в море и океане. Экономные приятели по отдыху не будут выкладывать свои деньги на отдыхе на свое лечение.
Происшествие шестое (стоматологическое). С зубами нельзя договориться, они всегда начинают болеть в самый неподходящий момент. Лечение зубов - не страховое дело. Правда, если зуб сломался или раскололся, то первую помощь окажут за счет страховой компании.
Происшествие седьмое. Гастрономические проблемы за границей - дело обычное. Хочется поесть то, что еще не пробовал и понять, как люди питаются этим всю жизнь. Элемент хвастовства перед знакомыми тоже присутствует. Если дегустация заморских блюд закончилась извержениями из организма (простите за прозу жизни), то смело рассчитывайте на выплаты страховой компании.
Происшествие восьмое. Забрать с собой близких родственников в поездку не всегда получается. А люди не бессмертны. В случае смерти на родине близкого родственника по страховому полису вам должны оплатить обратный билет. К сожалению, случаев с болезнями это не касается.
Происшествие девятое. Вам уже будет все равно, но родственники ваши должны знать, что в случае вашей смерти, страховая компания за свой счет должна доставить ваше тело на родину.
Что касаемо болезней. Складывается ощущение, что по путевке должен ехать будущий космонавт: проблем со здоровьем быть не должно в принципе. Болезни наследственные и хронические, которые могут обостриться в поездке, страховыми случаями не считаются.
Вопрос с прививками тоже очень щепетильный и заковыристый. Перед поездкой проверьте наличие у вас всех необходимых прививок. Если вы заболели болезнью, от которой есть прививки, а вы их не сделали, отправляясь в дальний путь, то лечитесь за свой счет. Случай не страховой.
Всегда стойте на своем, что заболели уже в поездке. А вдруг повезет?
Застрахованному туристу, попавшему в непредвиденные обстоятельства, связанные со здоровьем, будет нелегко доказать, что все приключилось именно во время поездки (это касается болезней). Скажем честно, практически всегда страховая компания отказывает в выплатах.
«Несвятая» троица участников страхового договора
При возникновении страхового случая возникают три объекта в разбирательствах по факту: сам пострадавший, страховая компания и оказавшее помощь медицинское заведение. Здесь подводных течений не счесть. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы оказаться в победителях в неравной схватке со страховщиками.
Везде медики предпочитают оплату наличными за предоставленные услуги. Если они увидят у вас деньги в кошельке, то попробуют получить их, ведь оплата здесь и сейчас для них интереснее.
Еще один нюанс, приятный для любителей увеселительных напитков. Медицинское учреждение хочет все-таки получить оплату за оказанную помощь, поэтому на вашей стороне важная сторона страхового договора. Врачи могут и закрыть глаза на допинг у вас в крови, дабы оплата произошла, ведь помощь они в любом случае должны оказать.
Когда попали в больницу, предъявляйте страховой полис, деньги прячьте, смело настаивайте на своем страховом случае.
Путешествие сорвалось. Возможен ли возврат денег?
Стандартный страховой документ содержит пункт о форс-мажорных обстоятельствах, при которых поездка срывается. В нем четко указываются причины, по которым возможен возврат денег за путевку. Это смерть близкого родственника или тяжкая его болезнь, отказ не по вашей вине во въездной визе.
Но все зависит еще и от российских туроператоров, не спешащих оформлять документы сразу после покупки путевки. И повод для этого понятен.
Объясняем хитрость. Купив путевку 10 августа в ту же Турцию с вылетом 30 августа, 25 августа выясняется, что ваш родственник сильно болен и нуждается в вас. По логике, должны вернуть деньги за путевку. Однако туроператор еще не оформил все документы, а без номера страхового документа эта процедура невозможна.
Злости нет предела? Согласны. Российский (и не только) туристический бизнес ведь должен за чей-то счет выживать? Почему не за счет своих же туристов? В том числе и по этой причине снижаются продажи туров, а туристы отправляются в путешествие самостоятельно.
Важно знать
— Чтобы иметь возможность оперативно вызвать врача по страховке, лучше купить местную SIM-карту. Заодно сможете пользоваться дешёвым интернетом. О турецких SIM-картах читайте в наших статьях «Как звонить из Турции дёшево» и «Интернет в Турции дёшево»;
— Конечно, многие лёгкие травмы и расстройства можно вылечить самостоятельно. Не будете же ради мелкого синяка или ссадины бежать ко врачу и платить франшизу. О составе аптечки в поездку читайте в нашей статье «Что брать в собой в Турцию»;
— Какие ещё траты ждут на отдыхе в Турции кроме франшизы по страховке, читайте в нашей статье «Сколько денег взять в Турцию».
Мы помогли вам разобраться в тонкостях страхового дела. Надеемся, что страховкой вам не придется воспользоваться во время путешествия за границу. Будьте вооружены знанием и читайте наши полезные статьи о Турции (ссылки ниже).
Лариса
Спасибо, все дрступным языком разъяснили)!
Оставить комментарий