В этой статье читайте всё самое важное и интересное о Музее Антальи: как сюда добраться из отелей популярных курортов, цена входного билета, часы работы, описание всех залов. А также фото и подробности о 10 самых ценных и интересных экспонатах, которые нельзя пропустить.
Цены и расписание в этой статье актуальны на апрель 2023 года. К сожалению, недавно цена билета выросла. Цены на такси также выросли. Все подробности ниже в этой статье.
Краткое описание достопримечательности
Зал саркофагов музея Антальи
Самый большой музей на юге Турции. Здесь собраны все самые интересные и ценные находки археологов, найденные в провинции Анталья. В 13 залах музея выставлено 5 000 экспонатов, и ещё около 30 000 хранятся в запасниках музея.
Общая площадь выставочных залов — 7 000 квадратных метров, и вдобавок особо крупные предметы выставлены в саду вокруг музея. Вместе с садом выставочная площадь составляет 30 000 квадратных метров.
Даже если не разбираетесь и не интересуетесь античной историей, музей стоит посетить. Многие экспонаты здесь будут очень интересны даже рядовому туристу. Например античные монеты и ювелирные украшения, макеты знаменитых достопримечательностей, сцены из жизни жителей Турции разных эпох.
Великолепные статуи римской эпохи вызывают восхищение только своей красотой, даже если не задумываться об их древности. О самых интересных и знаменитых мы подробно расскажем во второй части нашей статьи.
Как добраться
Если отдыхаете в отеле на курорте Анталья, в курортной зоне Лара.
Дешевле доехать на общественном транспорте. Садитесь на автобус LC07 в западном направлении (то есть, если стоите спиной к морю, то налево). Автобус довезёт до района Калеичи, что около Старого порта. Оттуда до музея можно пройти 3 километра пешком вдоль набережной, можно доехать на такси за 100 лир, можно доехать на ретро-трамвае Nostalji tramvay hatti.
Ретро-трамвай Nostalji tramvay
Если отдыхаете в отеле на курорте Анталья, в курортной зоне Коньяалты.
Можно доехать на такси, цена поездки по счётчику — от 50 до 120 турецких лир.
Или садитесь на автобусы KC05 или KC61, они идут вдоль линии отелей и довезут прямо до музея.
Из отелей курортов Кемер, Белек и Сиде можно доехать на такси, что дорого, но для многих туристов всё-таки приемлемо. Решайте сами, насколько это разумно для Вас лично. Цена из отелей Белека — 650-800 лир, Кемера — 500-700 лир, Сиде — 1000-1200 лир.
На общественном транспорте дешевле. Нужно доехать от своего курорта до Антальи, дешевле всего это сделать на автобусе. Езжайте на свой местный автовокзал или попробуйте сесть на автобус на шоссе D400. Цена поездки — 60-75 лир на человека.
По прибытии на автовокзал Антальи (Antalya Otogar) садитесь на такси до музея за 100 лир, или второй вариант — доехать на трамвае до района Калеичи, что около Старого порта. Оттуда до музея можно пройти 3 километра пешком вдоль набережной, можно доехать на такси за 100 лир, можно доехать на трамвае Nostalji tramvay hatti.
Цена билета
Цена входа — 90 турецких лир. Дети до 12 лет — бесплатно.
Если хотите взять аудиогид, то нужно доплатить 45 турецких лир. Аудиогиды есть в том числе и на русском языке. В Музее Антальи аудиогид очень полезен, так как поясняющие надписи у части экспонатов есть только на турецком языке.
Главный вход в музей
Часы работы
В летние месяцы (апрель-октябрь) — с 8-30 до 19-00.
В зимние месяцы (ноябрь-март) — с 8-30 до 17-30.
Понедельник — выходной.
История музея и 13 залов
После Первой Мировой войны, территория Османской империи была разделена на зоны оккупации между Великобританией, Францией, Италией и Грецией. Анталья попала в зону оккупации итальянцев. Подробности мы рассказывали в статье «История Турции кратко».
Итальянцы начали вывозить археологические находки. Простой школьный учитель Сулейман Фикри Эртен начал собирать артефакты в заброшенной мечети. Именно его коллекция стала основой нового музея. В 1922 году итальянская армия покинула Анталью, и коллекцию поместили в мечеть Текели Мехмет Паша, в 1937 году музей ещё раз переехал в мечеть Йивли Минарет, и уже в 1972 году власти выделили большое здание в центре Антальи, где музей находится по сегодняшний день.
Здание разделено на 13 залов: зал естествознания, два зала доисторических эпох, зал керамики, зал мозаик, зал бюстов, зал богов, зал императоров, зал театра в Перге, зал саркофагов, зал икон, зал монет, зал этнографии, зал турецко-исламского искусства.
Рассказывать подробно о каждом нет смысла. Уже из названий очевидно, что где выставлено. Лучше остановимся на 10 самых ценных, самых интересных, самых знаменитых экспонатах.
10. Клад из 206 монет из Аспендоса
Клад из Аспендоса
Это целый клад, который археологи откопали на раскопках античного города Аспендос, что недалеко от современного курорта Белек. Было найдено 206 статеров, так назывались древнегреческие монеты. Монеты выполнены из серебра, вес каждой около 10 грамм.
Для историков этот клад ценен прежде всего тем, что эти монеты отчеканены в разное время, что позволяет проследить, как именно менялись древние монеты со временем. Самая поздняя из этих 206 монет отчеканена в 350 году д.н.э. Предположительно, клад был зарыт перед приходом в город армии Александра Великого.
Гиды на экскурсиях называют какие-то астрономические суммы ценности этого клада. Кто-то говорит 1 миллион долларов, кто-то даже 10 миллионов. В действительности, монеты из Аспендоса были очень распространены, и сейчас их сохранилось очень много. Одну такую монету можно купить за 300-400 евро, соответственно, стоимость всего клада — около 80 000 евро.
9. Статуя богини Гекаты
Богиня Геката
Статуя из мрамора, датируется 2-3 веком н.э. Найдена на раскопках Перге.
В древнегреческой мифологии Геката была крайне мрачным персонажем — это была богиня колдовства, магии, зельеварения, ядовитых растений и всего, что как-то связано с колдовством. Вследствие такой мрачной специализации культ богини Гекаты не был широко распространён. Её статуи встречаются очень редко. Отсюда и высокая ценность экспоната, не пропустите.
Несмотря на мрачный образ, греки считали Гекату очень полезной. Она давала красноречие, удачу в бою и на охоте. Однако сотрудничество с Гекатой считалось довольно рискованным.
В римскую эпоху Гекату стали изображать в трёхликом или даже трёхтелом образе. Причины такого образа современная наука точно не установила, да и взаимосвязь Гекаты и числа «3» также не ясна.
8. Сосуды из Караташ-Семайюк
Сосуд из Караташ-Семайюк
Зона археологических раскопок Караташ-Семайюк находится в провинции Анталья, на севере от Демре, рядом с городком Элманы. Здесь археологи обнаружили древнее поселение 3 тысячелетия д.н.э. (ранний бронзовый век).
Жители этого поселения хоронили мёртвых весьма интересным способом. Тело усопшего помещали в большую глиняную амфору, и эту амфору закапывали под землю. Несколько таких амфор сейчас можно посмотреть в Музее Антальи в Зале керамики.
Как показала дальнейшая история, этот способ захоронения оказался ОЧЕНЬ эффективным. Кладбище в Караташ-Семайюк так и не было разграблено. В 1963-74 годах археологи нашли здесь 445 гробниц.
Во всех гробницах с усопшими были найдены погребальные предметы из керамики и инструменты. В 74 гробницах были найдены предметы из бронзы и серебра. В одной гробнице, где была захоронена девочка, обнаружили золотые серёжки и бусы. По меркам современной археологии это «королевский улов». Часть этих предметов также выставлена.
7. Статуи императора Адриана
Римский император Адриан
В Музее Антальи две статуи римского императора Адриана, и ещё две вероятно изображают его, но это не установлено точно. Статуи императора Адриана легко узнаваемы по пышной, но ухоженной бороде.
Адриан был популярным персонажем для скульпторов 2 века, причём не только в годы правления, но и после. Это связано с тем фактом, что Адриан лично объездил все провинции своей империи, побывал он и в Перге.
Первая статуя изображает Адриана в кожаной кирасе и военным плащом на руке и плече, такой плащ назывался «палудаментум». На голове императора виден лавровый венок. Статуя выполнена из мрамора, датируется 2 веком н.э., найдена в Перге.
Вторая изображает Адриана нагим, подобно богам и древним героям. Однако и здесь на плече и руке виден палудаментум. В руке императора вероятно были меч и ножны, но к сожалению от них почти ничего не сохранилось. Статуя выполнена из мрамора, датируется 2 веком н.э., найдена в Перге в 1971 в области северного нимфеума.
6. Фигурка из Хаджылар Хёйюк
Фигурка из Хаджылар Хёйюк
В местечке Хаджылар Хёйюк, что на севере от Антальи, существовало поселение с 8 по 6 тысячелетия д.н.э. Здесь найдено несколько глиняных фигурок, изображающих «богиню мать». Большая часть находок сейчас находится в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре, но некоторые можно посмотреть в Музее Антальи, одна фигурка «богиня мать» здесь есть.
Подобные фигурки находят во многих страна мира. Это указывает нам, что первые цивилизации людей были вероятно матриархальными по укладу, а первые прото-религии возникли на поклонении фертильности и процессу деторождения.
Естественно, в период расселения людей по земле такая прото-религия была выгодной. В момент освоения новых территорий для племени выгодно быть большим по количеству индивидов, качество уже не так важно. Впоследствии, когда люди осели и разделили земли, началась конкуренция. А в такой ситуации боги-мужчины начинают доминировать. Выгоднее молиться мужскому богу о победе над врагами, а не женской богине об обильном потомстве.
Культ «богини матери» ушёл в прошлое, и сейчас мы можем только догадываться о его содержании и сакральной функции этих статуэток.
5. Сатир Марсий
Марсий
Эту статую нашли в Перге, мрамор, датируется 2 веком н.э. Статуя очень примечательная, и сейчас расскажем чем именно.
По легенде богиня Афина изобрела музыкальный инструмент флейту, по другой версии аулус (двойная флейта). Посчитав инструмент плохим, она его выбросила, а Марсий подобрал. Он научился играть настолько искусно, что бросил вызов богу Аполлону.
Состоялся «музыкальный баттл». По разным версиям легенды, судили состязание музы или царь Мидас. По разным версиям легенды выиграл Марсий или Аполлон. Но результат во всех версиях один. Аполлон жестоко наказал Марсия за дерзость — снял с него кожу. Мораль этой истории для греков была в том, что не стоит бросать вызов богам ни сатирам, ни людям.
В античном искусстве Марсия чаще всего изображают в момент экзекуции, и часто смотреть на эти статуи очень неприятно. А в Музее Антальи статуя вполне живого и здорового Марсия, хотя и печального. Этим она интересна в первую очередь.
Статуя плохо сохранилась, была найдена разбитой на сотни фрагментов. Рестораторы собрали всё, что только было возможно.
4. Статуя Трех Граций
Три Грации
Эта скульптурная композиция в первую очередь примечательна тем, что в ней сохранились все три персонажа. Это «грации» (они же «хариты») — три богини-сестры. Талия — символизирует изобилие, Евфросина — радость, Аглая — красоту.
Эта статуя из мрамора, датируется 2 веком н.э. Именно в римские времена пошла традиция изображать граций нагими, взявшись за руки, двух из них лицом к зрителю, одну спиной. Центральную грацию обычно изображали так, чтобы голова была повёрнута в половину оборота. Но к сожалению, голова центральной грации в Музее Антальи не сохранилась. До римлян, греки изображали граций в лёгких одеждах и лицом к зрителю.
Грации были важными богинями в древних Греции и Риме. За них поднимали чаши на пирах, прося дать веселье и гармонию всем присутствующим и собранию в целом. Гарциям молились при воспитании девочек, прося дать им три благодетели: красоту, фертильность и радость.
3. Саркофаг Геркулеса
Саркофаг Геркулеса
Этот саркофаг считается одним из самых красивых в Музее Антальи. Вырезан во 2 веке н.э., вес — почти 3 тонны, высота — 1,35 метра, ширина 1,12 метра. Барельеф изображает 12 подвигов Геракла.
Найден предположительно в Перге. Почему мы используем слово «предположительно»? Дело в том, что его нашли не официальные учёные-археологи, а «чёрные археологи». Саркофаг был незаконно вывезен из Турции в Швейцарию, где его попытались продать коллекционеру и миллиардеру Жану-Клоду Гандуру, который понял незаконное происхождение артефакта и сообщил властям.
Саркофаг был конфискован таможенной службой Швейцарии в 2010 году, началось расследование. Следователи выяснили, что саркофаг был выкопан в Перге в 1960-х годах, но и эта информация не точная. Однако кто выкопал, кому продал, как и когда саркофаг попал в Швейцарию, следствию выяснить не удалось.
13 сентября 2017 года власти Швейцарии передали саркофаг Турции. 24 сентября 2017 года состоялась церемония в Музее Антальи, в честь такого важного события присутствовал Министр Культуры Турции Нуман Куртулмуш.
2. Статуя Геракла
Статуя Геракла
Точное название «Геракл Фарнезе Пергский». Это римская статуя, датируется 2 веком н.э. С ней связана очень любопытная история.
Это римская копия греческой бронзовой статуи Геркулеса мастера Лисиппа, который жил в 4 веке д.н.э. Лисипп был любимым скульптором Александра Великого, и творения Лисиппа прославились по всему античному миру, копии его шедевров были широко распространены.
Нижняя часть статуи из Музея Антальи была найдена в Перге в 1980 году. Верхняя часть считалась утерянной. Однако в 1990 году турецкий журналист Ёзген Ёзер обнаружил, что она давно найдена и хранится в Бостонском музее Изящных Искусств. Около 20 лет турки доказывали, что это два фрагмента одной статуи, и только в 2011 году Бостонский музей отдал верхнюю половину.
Интересный факт, что Бостонский музей с самого начала был не против вернуть статую в Турцию. Однако права собственности на верхнюю часть статуи были разделены 50/50 между музеем и коллекционером Леоном Леви. Только в 2003 году Леон Леви скончался, верхняя часть статуи перешла полностью в собственность Бостонского музея и началась процедура возврата.
1. Танцующая женщина
Танцующая женщина
Эта скульптура найдена в Перге в 1981 году при раскопках Галереи Клавдия в Южных Банях, датируется 2 веком н.э. Статуя примечательна тем, что выполнена из двух видов мрамора — черного для волос и одежды, белого для видимых частей тела. Статуя изначально была составной.
Когда её нашли, она была разбита на 103 кусочка, для рестовраторов это был настоящий 3D-пазл. Сейчас собранная статуя установлена на входе в Зал императоров.
С первого взгляда не очевидно, что это именно женщина в танце. Но если приглядеться, то это понятно из-за развевающихся одежд. Именно эта статуя стала «визитной карточкой» Музея Антальи. В большинстве путеводителей и на страницах web-сайтов фото именно статуи танцующей женщины стоит рядом с названием музея.
Танцующая женщина считается самой ценной находкой на развалинах Перге. К сожалению, рядом не было найдено никаких надписей или табличек, и нет никакой информации о том, кто была эта женщина. Может быть богиня, хотя ни на один образ она не похожа. Есть предположение, что это копия более древней греческой статуи.
Вне конкурса — мощи Святого Николая Чудотворца
В 1920-х годах были обнаружены фрагменты костей, которые приписывают к мощам Святого Николая Чудотворца. По официальной версии, мощи вывезли итальянские торговцы в 11 веке, и мощи сейчас хранятся в Италии в городах Бари и Венеция. В Турции считают, что нашли несколько фрагментов, которые забыли впопыхах итальянцы.
Так это или нет? Сказать сложно. Никаких доказательств подлинности турецких находок из Музея Антальи нет. Впрочем, нет и никаких доказательств, что они фальшивые.
Советы туристам
- Для покупки билета в кассе будут нужны турецкие лиры. Читайте наш обзор «Обмен денег в Турции».
- Если хотите пройти музей быстро и остановиться только на самых интересных экспонатах, то планируйте 1,5 часа. Если хотите посмотреть всё и тщательно, то планируйте половину дня.
- Если хотите перекусить или попить, то выходите на улицу Коньяалты (Konyaaltı Cd), которая идёт вдоль берега. На этой улице десятки кафе, ресторанов и магазинов. Читайте нашу интересную статью «Лучшие блюда турецкой кухни», а о ценах в магазинах статью «Цены на продукты в Турции».
- В здании работают кондиционеры. Отличный повод провести в музее самую жаркую часть дня. Читайте нашу статью «Статистика погоды в Турции по месяцам».
Удачного визита в Музей Антальи, и читайте наши интересные статьи о Турции (список статей ниже).
Оставить комментарий