Немного истории
Археология в Османской империи начала развиваться ещё в 19 веке. Османские археологи работали во всех концах обширной империи. В 1887 году был раскопан некрополь в Сидоне (современный Ливан), где были найдены удивительные саркофаги Александра Великого и Плачущей женщины. Всё это великолепие было решено выставить для публики.
Археологический музей Стамбула открылся на территории дворца Топкапы 13 июня 1891 года. Тогда он назывался Музе Хюмайун (Müze-i Hümayun, Императорский музей). Основателем и первым директором стал знаменитый турецкий археолог Осман Хамди Бей.
С тех пор музей находится на этом месте, хотя необходимость расширить выставочные площади давно очевидна. Каких-то трагических моментов в истории музея не было, он даже без потерь и инцидентов пережил падение Османской империи и становление Турецкой республики. Об этой смене эпох читайте в нашей статье «История Турции».
8 экспонатов, которые нельзя пропустить
8. Стенд «Эволюция клинописи»
Клинопись возникла в Месопотамии в 4 тысячелетии до нашей эры. Писали на табличках из сырой глины, потом таблички обжигали. Естественно, такие таблички оказались гораздо более долговечными, чем египетский папирус или пергамент. В результате, историки получают самые объёмные письменные источники именно из Месопотамии.
В Археологическом музее в Стамбуле есть интереснейший стенд, где показаны клинописные таблички от 2700 до 400 годов до нашей эры. Можно проследить, как кардинально поменялась письменность за 2300 лет.
Символы упростились, их стали изображать меньшими по размеру. Если на ранней табличке умещалась всего пара предложений, то на такой же по размеру табличке позднего периода уже умещался большой текст. В нео-вавилонский период получили распространение клинописные цилиндры, такой цилиндр на стенде есть.
Большинство документов на стенде экономического и хозяйственного содержания. Вавилоняне были людьми практичными, поэзией и прозой особо не увлекались.
Галерею фото клинописных табличек смотрите ниже, кликайте на фото для увеличения.
7. Меры веса и длины из Месопотамии
Проблема точности измерения веса и размеров остро встала сразу после появления у людей торговли. В музее в Стамбуле наглядно показано, как эту проблему решали в древней Месопотамии. Здесь хранятся найденные в Вавилоне эталоны мер и весов.
Эталоны веса выполнены в виде маленьких и больших камней, которые было принято изготавливать в виде животных, чаще всего утки. Почему именно утки? Сказать сложно, просто такая традиция. Мера длины выполнена в виде длинного бронзового бруска с насечками.
Это эталонные меры, которые хранились в храмах. Эталоны использовались для контроля простых инструментов, которыми пользовались рядовые торговцы. Выставленные в музее образцы датируются 15-10 веками до нашей эры.
Эти меры веса и длины стали основой не только для всей Месопотамии, но и перекочевали к хеттам, в Урарту, Палестину, Персию и Аравию.
Галерею фото этих камней и брусков смотрите ниже, кликайте на фото для увеличения.
6. Царь Туана перед Богом Грома
Этот огромный барельеф был найден близ города Айдынкент (ранее Ивриз), отсюда его официальное название «Барельеф из Ивриза». Барельеф датируется 8 веком до нашей эры, изображает хеттского царя Варпалаваса перед богом грома Тархунзасом.
Этот барельеф самый большой из найденных хеттских барельефов. Высота — 4,3 метра, ширина — 2,4 метра. Кто на барельефе царь, а кто бог, поймёте сами, это очевидно.
Тархунзас был одним из главных божеств в хеттском пантеоне. Он «отвечал» не только за гром и молнию, но и за погоду в целом и плодородие. Если присмотритесь, то увидите в руках у Тархунзаса колосья и грозди винограда. На поясе у него висит серп, что указывает на время действия этой встречи — сезон сбора урожая.
Царь Варпалавас был не всеобщим хеттским правителем, а скорее местным царём области Туана. Напомним, что к 8 веку единой и сильной хеттской державы уже не существовало, хетты были раздроблены, хотя относительно легко объединялись перед внешней угрозой.
5. Саркофаг плачущей женщины
Это очень интересный саркофаг. Если приглядитесь, то заметите, что он выполнен в форме греческого храма с колоннами. И можно подумать, что внутри должен лежать грек.
Однако историки считают, что это саркофаг царя Сидона, Абдаштарта I (374-358 д.н.э), его ещё называют Стратон I. Впрочем, прямых доказательств этому нет. Когда саркофаг нашли в некрополе Сидона в 1887 году, внутри были только кости и бронзовая пряжка для ремня. Как и другие саркофаги Сидона, этот был разграблен уже очень давно. Очевидно, что царь заказал себе саркофаг в Греции.
Название саркофаг получил по той причине, что со всех сторон изображена одна и та же скорбящая женщина. Кто она? Вопрос без ответа, у историков даже предположений на этот счёт нет. О царе Абдаштарте I известно немного. Он прославился тем, что поднял восстание против персов и потерпел фиаско. О его личной жизни ничего неизвестно.
Наверное, это самый романтичный экспонат Археологического музея в Стамбуле. Ведь он посвящён любви и верности.
Галерею фото саркофага смотрите ниже, кликайте на фото для увеличения.
4. Львы из Вавилона
Лев был главным символом Вавилона — символизировал мощь и агрессию Вавилонского царства. Лев был сакральным животным богини Иштар.
На улицах города Вавилон встречались барельефы на кирпиче с изображением львов. В музее в Стамбуле можно посмотреть пять таких барельефов, которые расположены друг напротив друга, чтобы создать иллюзию вавилонской улицы.
Барельефы датируются периодом царствования Навуходоносора II, того самого, о котором говорится в Ветхом завете. Это примерно 605-560 года до нашей эры. Считается, что эти барельефы с парадной улицы Вавилона (Улица Шествий), которая вела от Ворот Иштар до фестивальной площади.
Для искусства и технологии того времени эти львы были настоящим прорывом. Вавилонские художники освоили технику нанесения цветной глазури на кирпич. И их искусство достойно восхищения, ведь краска частично сохранилась за 2600 лет!
3. Ликийский саркофаг из Сидона
Ликийские полу-овальные саркофаги знакомы многим туристам, кто был в Турции на Средиземноморских курортах. Такие саркофаги смотрят на экскурсиях в Кекова и Миру, а в Демре и Каше они стоят прямо на улицах. Но те саркофаги очень плохо сохранились, декор стёрся от времени и погоды.
Ликийский саркофаг в музее в Стамбуле сохранился великолепно. Его нашли в 1887 году на раскопках в Сидоне. Датируется началом 5 века до нашей эры. Саркофаг выполнен из мрамора с острова Парос в Эгейском море, в античном мире этот мрамор считался одним из лучших.
В действительности, этот саркофаг совсем не из Ликии, он только по форме имитирует ликийские. Вероятно, он был высечен для одного из правителей Финикии. Интересно, что мотивы барельефов и стиль явно греческие. Этот саркофаг является редким примером смешения греческого и анатолийского искусства периода до завоеваний Александра Великого.
Галерею фото саркофага смотрите ниже, кликайте на фото для увеличения.
2. Договор Кадеша
Это самый первый в истории человечества письменный мирный договор. Долгое время египтяне враждовали с хеттами за палестинские земли. Самым ярким событием этой войны стала Битва при Кадеше, и договор принято называть в честь этой битвы. Хотя подписан он был через пятнадцать лет после битвы, в 1258 до нашей эры.
Договор ратифицировали с египетской стороны — фараон Рамсес II, со стороны хеттов — царь Хаттушилиша III. Современные историки считают, что они никогда не встречались лично, а договор был ратифицирован с помощью посредников.
Стороны договорились о ненападении, выдаче политических беженцев и преступников, военной помощи в случае нападения третьих стран.
К сожалению, табличка с договором была расколота на три части. В музее в Стамбуле выставлены только 2 из 3 частей, а третья часть находится в музее в Берлине.
1. Саркофаг Александра Великого
Этот великолепный саркофаг был создан в начале 4 века до нашей эры для самого Александра Великого. Саркофаг прославился благодаря искусным барельефам со сценами битв Александра. На одной из длинных сторон изображен сам Александр Великий на коне во время битвы при Иссе.
Саркофаг выполнен из мрамора с горы Пентелик. Место его создания точно неизвестно. По одной версии его создавали греческие мастера в Афинах, по другой версии родосские мастера, но работавшие в Сидоне. Саркофаг найден в 1887 году в некрополе в Сидоне (современный Ливан) археологами Хамди Беем и Ярвантом Восканом.
Интересный момент, что тело Александра Великого никогда не лежало в этом саркофаге. Среди историков даже есть сомнения, то саркофаг вообще предназначался Александру. После смерти Александра, его тело забрал Птолемей и отвёз в Египет.
Галерею фото саркофага смотрите ниже, кликайте на фото для увеличения.
Что ещё посмотреть
Не пропустите коллекцию печатей из Месопотамии, великолепные античные статуи, богатый декор римских зданий, барельефы и статуи из Вавилона и хеттских земель. А на входе в главный зал точно впечатлит большая статуя бога Баала.
Важно знать
— Поясняющие надписи у экспонатов есть только на турецком и английском языках, на русском нет. Аудиогид за 50 лир доступен на турецком, английском, арабском, французском, итальянском, немецком, испанском и японском. С 2022 года есть и на русском! Но всё равно, рекомендуем заранее изучить информацию о самых интересных экспонатах;
— Если собрались ехать в музей на такси, то тарифы в Стамбуле смотрите в нашей статье «Такси в Турции»;
— Рядом находятся: Собор Святой Софии, Дворец Топкапы, Голубая Мечеть и Цистерна Базилика. Теоретически всё это можно посмотреть за один день, но только в режиме «галопом по Европам». Лучше запланируйте на эти достопримечательности два дня;
— По дороге в музей встретите два десятка магазинов сувениров, сладостей и других подарков. Цены здесь выше среднего. О том, к чему приглядеться в первую очередь, читайте в нашей статье «Что привезти из Турции».
Приятного посещения Археологического музея Стамбула, и читайте наши интересные статьи о Турции и Стамбуле (список статей ниже).
Глеб
Саркофаг Александра потрясающий.
Александр - ГлавРед сайта
Согласен на все 100. Я около него полчаса стоял, разглядывал детали.
На русском аудиогид уже есть!Спасмбо за информацию!
Александр - ГлавРед сайта
Спасибо. Уже на оф. сайте вижу пометку, что есть аудиогид на русском. Поправлю со время полного обновления в марте. Ещё раз спасибо.
Оставить комментарий