Это были достаточно жестокие зрелища.
В первую очередь, на арене казнили преступников. Римляне были достаточно расчетливыми людьми. Вместо того, чтобы казнить преступников при помощи палача, они обращали это себе на пользу. На арену выходили преступники, вооруженные низкокачественным оружием и палачи, либо гладиаторы, либо хищные звери. Таким образом, смертная казнь оказывалась не убыточной, а прибыльной для казны, так как устроитель игр еще и платил за участие преступников. Для владельцев гладиаторов это было тоже очень выгодно, так как гладиаторы получали некоторый опыт.
Бои гладиаторов были гораздо более зрелищны. Двое или больше гладиаторов выходили на арену и сражались друг с другом. После боя, который редко заканчивался смертью гладиатора непосредственно в бою, решалась судьба гладиатора. Решение принимал устроитель игр.
О гладиаторских боях, многие судят по голливудским фильмам, в которых, как вы понимаете, зрелищность стоит на первом месте, а историческая достоверность на втором.
Гладиатор редко погибал прямо в бою, так как оружие того времени было не столь высокого качества. Хороших сталей тогда еще не могли производить, и отрубить человеку голову мечем, как вы это видели в фильмах, никакой возможности не было. Обычно бой заканчивался ранением одного из гладиаторов, и невозможностью для него продолжать бой.
В результате, судьбу побежденного гладиатора решал устроитель игр. Обратите внимание, именно устроитель. Во всех фильмах показывают, что в подавляющем большинстве случаев, он показывал пальцем, и гладиатора предавали смерти. Это не правда. Дело в том, что в случае смерти гладиатора, устроитель был вынужден заплатить за него владельцу раба. Казнить всех гладиаторов подряд мог только очень богатый человек. Цена хорошего гладиатора могла доходить до цены дома в городе. Естественно устроитель, обычно, не желал тратить лишние деньги, и чаще поверженного гладиатора оставляли в живых. Цены на всех гладиаторов заранее обговаривались перед играми и фиксировались в договорах.
Гладиаторы выходили на арену через большие ворота. Мы надеемся, что на нашем сайте JJ-tours.ru мы вносим свою лепту в восстановление исторической справедливости.
Все это я рассказываю по одной простой причине. Знания об истории у гида, который сопровождал нас, были “ниже плинтуса”, надеюсь, у вас либо будет гид получше, или вы прочтете эту статью перед поездкой.
Места в амфитеатре, распределяли по принципу “чем ты богаче, тем ближе сидишь к арене”. Первые три ряда были предназначены для знати, остальные - для простых граждан. На фото слева вы видите, что ряды разделены дорожкой.
|
Для наиболее богатых и знатных жителей первого ряда стояла охрана, на случай, если в господина попробуют метнуть какое-либо оружие, и вообще, “на всякий случай”.
На фото вы видите лестницы, которые предназначались для движения зрителей к зрительным местам и выхода из амфитеатра. Колизей, к примеру, мог быть заполнен за 15 минут. Эвакуация могла быть проведена за 5 минут.
|
Принципы строительства стадионов со времен древнего Рима не поменялись.
Самое интересное на раскопках города Удна, это конечно мозаики, которых тут сохранилось очень много, и сохранились они очень хорошо. В каждом богатом римском доме была одна или несколько мозаик, это считалось признаком достатка хозяина. В Тунисе сохранилось много мозаик, они разбросаны по археологическим музеям в разных городах. О музеях можно прочитать в нашем обзоре курортов Туниса.
Эта мозаика располагалась в одной из богатых вилл. Она сохранилась почти полностью, что можно считать редкостью.
Вы сразу задались вопросом, почему она так странно выглядит? Все очень просто, на центр мозаики местный археолог вылил воду, и центральная часть мозаики предстала нам в более четком виде.
Эта мозаика показывает жизнь римского города. Скотоводство, охоту, сборы на войну.
Жаль, что нам приходится показывать ее вам в перевернутом виде, на ярком тунисском солнце сложно сделать хорошую фотографию.
|
|
Все найденные мозаики относятся к позднему периоду римской империи.
|
В этой мозаике, думаю, вы узнаете “Византийский стиль”. И хотя датируются эти произведения искусства еще дохристианской эпохой римской империи, стиль уже оформился.
Многие мозаики находятся прямо на месте раскопок, некоторые, наиболее ценные, хранятся в музее в Капитолии Удны. Некоторые находки уже “разошлись” по музеям, но большую часть вы увидите в ходе посещения Удны. Можно только догадываться, как красиво они выглядели, когда были новыми.
|
К сожалению, крыши домов не сохранились вообще, а стены сохранились очень плохо.
Вот и все, что осталось от домов. Однако, некоторые интересные детали домов все-таки сохранились.
В некоторых домах можно наблюдать систему отопления бань. Эта система состоит из котлов, которые находятся в подвале дома и глиняных труб, которые идут к парилкам.
Также вы сможете посмотреть на римские туалеты, в которых часто проводились важные переговоры и даже заключались договоры. На самом деле, это неудивительно, ведь туалеты были хорошо звукоизолированы, где же еще было людям приватно поговорить. На римском туалете даже можно посидеть.
|
|
Ну и последняя остановка в ходе этой экскурсии – это римский форум и Капитолий. Форум – это площадь, которая в Удне не сохранилась. Капитолий же сохранился, хотя не очень хорошо. Капитолий был центром римского города, тут решались важные вопросы управления городом.
Много фото Капитолия собрано в нашей галерее ФОТО из города Удна, кликните, чтобы посмотреть ВТОРУЮ часть.
|
Верхняя часть Капитолия сохранилась плохо, только одна колонна сохранилась почти полностью. Некоторое время назад, во времена, когда Тунис был французской колонией, один француз, получив эти земли, построил на Капитолии дом. Сразу после объявления независимости Туниса, дом снесли.
Когда-то величественное сооружение, центр города Удна, сейчас почти полностью разрушен сверху. Мы можем догадываться о размерах этого здания только по высоте сохранившейся колонны.
Капитолий был политическим центром римского города Удна, тут же рядом находились публичные бани, которые тоже можно посмотреть. В подвалах Капитолия, которые сохранились гораздо лучше, держали преступников, были склады ценностей и стратегических запасов продовольствия.
Под Капитолием располагается музей, в котором хранятся некоторые мозаики и другие ценные находки. Можно посмотреть фото и изучить историю раскопок в этом месте.
|
И последнее интересное, что вы увидите по дороге назад, это развалины одного из, действительно, чудес римского строительства, которое не относится к городу Удна. Хотя мы не планировали делать обозрения других мест в этой статье сайта JJ-tours.ru, но оно настолько грандиозно (конечно для своего времени), что мы не можем не рассказать.
Это остатки 132-километрового акведука, ведущего с гор к городу Карфаген. Вернее не в Карфаген, а в город, который основал Юлий Цезарь на месте разрушенного Карфагена.
132 километра акведука, по которому вода лилась самотеком, под действием силы тяжести.
Каким образом римлянам удалось спроектировать и построить такое грандиозное сооружение, которое при этом работало отлично, понять очень сложно.
|
|
Действительно, в Тунисе много удивительного. Разные народы строили тут разные сооружения, Тунис находился под властью многих народов, о том, кого именно, читайте в нашей статье об истории Туниса.
О других достопримечательностях Туниса читайте в других наших статьях.