Испания - страна мирового туризма с крупнейшей в Европе сетью скоростных железных дорог. Эта транспортная система в Испании называется AVE (Alta Velocidad Espanola, переводится как «испанский высокоскоростной поезд»), на испанском "птица". На полотне скоростной железной дороги поезда могут развивать скорость до 350 км в час.
350 – это максимум, на что способны AVE, но в реальных условиях они не так часто развивают подобные скорости. Напомним, что Испания – горная страна, и на многих участках очень высокие скорости просто опасны. Поезда AVE выжимают максимум только на равнинных участках. К примеру, средняя скорость на маршруте Мадрид-Барселона составляет 230 км в час. Такая ситуация вполне нормальная по мировым стандартам, к примеру, знаменитые китайские скоростные поезда двигаются с аналогичными средними скоростями.
Испания активно участвует в международных тендерах на постройку железнодорожных линий. В частности, испанцы получили несколько контрактов на строительство в Индии, хотя вряд ли такие загруженные поезда, как показано на фото справа, будут ездить с подобными скоростями. Нажмите на фото для увеличения.
Выбирая передвижение на поезде, вы избавляетесь от нескольких проблем. На посадку являться заранее нет необходимости, особенно если купили билеты через интернет. Здесь нет строгих правил проверки безопасности, как в аэропортах, и времени терять не придется.
Состав отправится по маршруту, не взирая на погодные условия (не берем во внимание глобальные природные катаклизмы). В вагоне разрешается пользоваться телефоном, ноутбуком, есть подключение к интернету. Испанские железнодорожные линии отличаются пунктуальностью.
От каких факторов зависит выбор поезда?
По Испании курсируют составы разных типов. При выборе поезда следует учитывать куда вы следуете и какое расстояние должны преодолеть.
1. Пригородные поезда. Ходят внутри провинций от их столицы до прилегающих городов, не превышая расстояние в 60 км. Как и обыкновенные электрички, они отходят с наземных платформ, но в крупных мегаполисах «ныряют» под землю.
2. Поезда средних дистанций или региональные. Их функция - соединять близлежащие регионы. Эта сеть разделена на 5 зон согласно разным уровням загруженности. Внутри регионов курсируют поезда под названием "Транвиа" или "Аутомотор".
3. Высокоскоростные составы и дальнего следования. Они следуют в крупные мегаполисы страны и соединяют города Испании с городами других государств: Женевой, Лиссабоном, Цюрихом, Парижем, Миланом. Ночные поезда испанцы нарекли «отелями на колесах». Название вполне оправдано: купе одно-, двух- и четырехместные с отдельным душем и туалетной комнатой. Есть в таких поездах и сидячие места повышенного комфорта.
Пассажирские маршруты в стране именуют "Экспрессо", а скоростные - "Тальго".
Классы обслуживания в испанских поездах
В Испании существуют следующие классы обслуживания в вагонах:
-TURISTA - это экономический класс, который делится на Duo (рядом 2 места) и Club 4 (напротив друг друга 4 места, посередине столик). На фото слева можно посмотреть, как это выглядит.
-TURISTA PLUS - это комфорт бизнес-класс по приемлемой цене. Делится на виды: *Solo (место у окна), *Club 2 (напротив друг друга 2 места), *Club 4 и *Duo. В вагонах питание не предоставляется, в залы ожидания Preferente доступ невозможен.
-PREFERENTE - бизнес-класс, включает такие виды мест: Solo, Club 2, Club 4, Duo. Такие места предусматривают удобные сидения на больших расстояниях, предоставляется питание.
Места в железнодорожном транспорте Испании отличаются по уровню комфортности и бывают двух классов: primera (класс люкс) и segunda (второй класс).
Класс люкс представляет собой апартаменты на одного или двух пассажиров, в купе есть душ, туалет, умывальник. Проезд предполагает и двухразовое питание.
Поезда второго класса имеют купе только с умывальником и кондиционером.
Ценовая политика в железнодорожной сети страны
Поездки в поезде в Испании популярны, но вагоны часто пустуют, особенно в межсезонье. Поэтому Renfe (Red Nacional de Ferrocarriles Espanolas – «Национальная сеть Испанских железных дорог»), вводит скидки для передвижений на скоростных поездах и на большие расстояния (Alta Velocidad y Largo Recorrido). О них ознакомим в разделе о заказах билетов в сети.
Билеты распространяются в кассах на вокзалах (на фото справа можно посмотреть, как выглядят автоматы по продаже билетов) и на сайте Renfe. Их предварительная продажа возможна за 180 суток до времени отправления.
Билеты класса Preferente на 20-60 евро дороже. Это плата за завтрак. В него входит тортилья, картошка, йогурт, колбаса, сок, кофе, круассан. Это для тела. Для души предлагают испанские газеты. Обойтись без всего этого можно, поэтому можете выбирать тариф Turista. Экономия средств получится значительная.
Если в региональных и пригородных маршрутах цена за проезд фиксирована, то стоимость билетов на скоростные поезда и дальнего следования «утопает» во всевозможных нюансах: скорость поезда, день недели, дата и время отправления, и даже популярность рейса.
Дорогим является тариф Flexible. Например, билет на линию Мадрид-Барселона по этому тарифу стоит около 110 евро, в пути вы будете 3 часа, и 126 евро, если будете ехать 2,5 часа. По тарифу Promo можно забронировать билет и за 32 евро (но вы не сдадите его, и место выбирается автоматически). Билет Promo Plus по этому направлению будет стоить в пределах 37-44 евро.
Проезд в поезде AVE по полному тарифу на линии Барселона-Севилья обойдется свыше 117 евро, но на поезде Talgo он будет стоить 63 евро (вторым классом) и 82 евро (первым классом). В первом случае вы будете в пути 5,5 часов, во втором - 11,5 часов.
Маршрут Барселона-Валенсия тоже с неожиданностями в плане цены на проезд: в скоростных поездах Talgo, Alvia или Euromed он будет стоить 40-45 евро и в пути будете 3,5 часа, по броне от 13 евро, а состав Inter City доставит за 10 евро. Пример цен можно посмотреть на скриншоте слева.
Проезд в Малагу из Мадрида стандартного типа стоит 80 евро, на сайте купить билет с поездкой в 2,5 часов можно в два раза дешевле.
В Испании практикуется тариф Ultima Hora ("последний час") - это скидка за несколько минут до отправления (около 40%). Однако такие билеты "поймать" непросто.
Цены на проезд по разным направлениям на скоростные поезда даже в момент написания этой статьи могут меняться. Для правдивой информации заходите на сайты перевозчиков.
Отметим, что на региональные поезда цены на билеты меньше в 2-2,5 раза. Разница существенная, но вы сэкономите время, которое тоже «стоит» немало, а сервис особо не отличается.
Основные маршруты и время в пути
Из Мадрида в Сарагосу, Вальядолид, Кордову путешествие скоростным поездом будет длиться от 1 до 2 часов. Из Мадрида в Барселону, Малагу, Севилью, из Барселоны в Валенсию, из Гранады в Севилью – от 2,2 до 3 часов.
На линии Мадрид - Гранада, Севилья - Валенсия дорога займет около 4 часов пути. Из Барселоны в Севилью и Малагу, из Мадрида в Бильбао добираться 5-6 часов. Из Барселоны в Овьедо, в Мериду - 11-12 часов.
Международные рейсы:
Из Парижа в Барселону ехать скоростным поездом 6 часов 25 минут. За 4 часа 53 минуты доедете из Лиона в Барселону. Переезд из Тулузы в Барселону займет 3 часа. Из Марселя в Мадрид - 7 часов пути.
Для туристов идеальной станет семидневная поездка на Transcantabrico - "отель на колесах". Начинает свой маршрут он с Сан-Себастьяна. Делает остановки, проводя экскурсии в самых удивительных местах страны. Заканчивается вояж в Сантьяго-де-Компостела.
Приобретение билетов через интернет
Покупка билетов онлайн очень удобна: сидя в кресле не спеша можно выбрать нужный тебе маршрут. Но необходимо знать испанский или английский, чтобы этот процесс прошел безболезненно. На сайте билеты 1-го класса именуются "Preferente", а 2-го класса - "Turista". Поговорим о минусах и плюсах такой покупки.
Тарифы и скидки на сайте Renfe (пример на скриншоте слева):
- Flexible - базовый тариф или гибкий, при отмене поездки теряете 5% от затрат на билет. При опоздании можете уехать следующим рейсом, если будут свободные места. Бесплатно можно изменить поезд и дату поездки.
- Promo - билет нельзя сдать, обменять, нельзя выбрать место, зато действует 70% скидка на стоимость билета;
- Promo+ - возможен выбор места, скидки доходят до 60%, при обмене билета теряете 20%, при сдаче - 30 %;
- Mesa (стол) - рассчитан на 4 человек, скидка 60 %, обмен невозможен, при отмене билета теряете 50% от стоимости билета. Билеты покупаются сразу на 4 места. Разрешается бесплатный провоз до двух животных.
- Ida y Vuelta – два билета «туда-обратно». Во время приобретения таких билетов получаете 20% скидку, при сдаче теряете 40 % от затрат на билеты. Если опоздали (не более 30 минут), то при наличии такого билета, можете сесть на другой состав, если на нем есть свободные места. Можете обменять билеты на протяжении года, при необходимости доплатив при разнице в стоимости.
- «Nino» (для детей 4-13 лет) – детский билет. При покупке возможна скидка 40% от тарифа Flexible (базового).
Для пассажиров до 3 лет проезд бесплатный без места, но почти всегда есть в наличии свободные сидения. Для жителей страны есть льготы по социальным категориям (многодетные семьи, "золотая карта" для пенсионеров старше 60 лет, карта молодежи).
Что еще необходимо знать об испанских поездах
Испанские железные дороги отличаются шириной колеи. На основной сети железных дорог проложена иберийская колея с шириной 1,668 м, на скоростных - стандартная ширина в 1,435 м. Испанцы создали вагоны и локомотивы, которые на ходу делают замену ширины колеи. Места замены ширины колеи находятся на узловых станциях высокоскоростных дорог.
В стране действует система возврата денег за билет в случае опоздания поезда. Этот приятный нюанс добавляет бонусы в пользу выбора железнодорожного транспорта. На поездах AVE в направлении Мадрид-Севилья, если состав задержался более, чем на 5 минут, возмещается 100 % стоимость билета. На остальных маршрутах при опоздании поезда свыше четверти часа возвращается 50 % стоимости билета. При задержке рейса более получаса возвращается полная стоимость билета.
Контроль при посадке на поезд проводится и для багажа.
Каждый состав имеет вагон-ресторан: простое кафе с напитками, бутербродами, мучными изделиями.
Испанские поезда отличает от русских тихий ход: вы не услышите привычного нашему слуху шумного стука колес.
Бросается в глаза чистота в вагонах: даже в электричках есть урны для мусора, туалеты.
В поездах дальнего следования ввели "Вагоны тишины", в которых пассажиры путешествуют при минимальном уровне шума.
В вагоне скоростного поезда в Испании, вы не услышите разговоров по телефону, как например в Италии. Для желающих поболтать по сотовой связи есть тамбур.
Владейте нужной информацией, чтобы поезд не тронулся без вас
Очередь на регистрацию на рейс может быть короткой, если повезет. Зачастую приходится выстоять несколько минут в длинной веренице желающих отправиться по тому же маршруту, что и вы.
Вся процедура перехода из одного зала в другой, покупка билетов займет не более получаса.
Проводники в вагонах выполняют функцию консультантов, поэтому посадка в вагоны свободная.
Если купили билет на сайте перевозчика, а распечатать его негде, то не спешите впадать в панику. На вокзалах Испании стоят терминалы самообслуживания. По буквенному коду брони вы без труда сможете распечатать билет. Тут главное – записать этот код при приобретении билета на сайте.
Путешествие на железнодорожном транспорте стоит дороже, чем на автобусе, но, выбирая этот вид передвижения, вы выбираете комфорт, уют и высокий сервис.
Хороших путешествий по Испании, и читайте другие наши полезные статьи об этой стране (ссылки ниже).
Оставить комментарий