В 2019 году метро Мадрида отметило свое столетие, наши поздравления!
Протяженность в 293 км позволяет мадридскому метрополитену быть в десятке самых длинных метро в мире и в тройке лидеров в Европе, уступая первенство на континенте Лондону и Москве. В день оно обслуживает почти 2 миллиона человек. Эта система, функционирующая четко и налажено, продумана хорошо, но не отлично (о некоторых неудобствах скажем ниже).
Это самый быстрый вид транспорта в туристической столице Испании. Да, особого шика, дизайна здесь не найдете, зато в наличии современные вагоны, светлые и комфортные, которые быстро и без пробок доставят в любую точку города, что является решающим фактором в туристической поездке.
Подземная часть метро состоит из 13 линий, наземная («легкое метро», передвижение на скоростных трамваях) представляет собой три линии. Составы «легкого метро» оснащены современными технологиями - в наличии обустроенные платформы для людей с особыми потребностями, а для пассажиров с сенсорными нарушениями предусмотрены сигнальные устройства. По выходным в вагоны «легкого метро» можно заходить с велосипедом.
Метро поделено на множество зон, которые доставляют в любую точку города и за его пределы (в города-спутники Мадрида). 70% от общей площади метро занимает зона А в границах города.
Остальные 30% метрополитена поделены сложно – сразу двумя способами. Во-первых, по дальности от центра – B1, B2 и B3, последняя зона B3 имеет всего 2 станции на 9-й ветке. Во-вторых, по направлению. Отдельными считаются зоны легкого метро – ML1, ML2 и ML3. Обычные ветки за пределами центральной зоны А – это MetroNorte (Север), MetroEste (Восток), MetroSur (Юг), отдельно выделена зона Aeropuerto (Аэропорт), и отдельной считается зона TFM, ведущая в города-спутники Ривас-Васьямадрид и Арганда-дель-Рей.
Каждая линия отмечена своим цветом и наименованием (начальная и конечная остановка). Кольцевые линии - 6 и 12. Самыми загруженными являются линия 5 «Casa de Campo — Alameda de Osuna» и линия 10 «Hospital Infanta Sofia — Puerta del Sur», поскольку они пересекают центр города. Самой длинной линией является вторая кольцевая 12 линия MetroSur, которая связывает пригороды Мадрида. Заметим, что 12 линию обслуживает уже другая компания, поэтому здесь надо приобретать другие билеты.
На станциях подземки имеются боковые платформы стандартного типа (вход-выход в вагоны с одной стороны). Есть станции «барселонского типа» - островные (вход-выход в вагоны происходит с двух сторон).
Метрополитен в Мадриде начинает работу с 6:00 утра и закрывается в 1:30. Выходных нет. Толп пассажиров на станциях не бывает, поскольку поезда в будние дни ходят каждые 2-5 минут, в выходные и после 23:00 - каждые 10 минут. Часы пик: 7:30-9:30, 14:30-19:30. Естественно, никаких перерывов на сиесту в мадридском метро нет.
По столице курсируют и ночные автобусы, что облегчает передвижение по городу в ночное время. Автобусы проходят вдоль линий с 1 по 11, режим работы этих маршрутов - с 23:00 до 3:20.
Виды и цены билетов
Разовый билет в зоне А и ML1 стоит от 1,5 до 2 евро. Цена зависит от количества станций, которые нужно проехать – 1,5 евро за поездку на расстояние до 5 станций + 0,1 евро за каждую следующую станцию. Если ехать более 10 станций, цена билета уже не меняется и остается равной 2 евро.
В зонах MetroNorte, MetroEste, MetroSur проезд стоит 1,5 евро. В зонах ML2, ML3 и TFM проезд стоит 2 евро. Универсальный билет, позволяющий передвигаться по всем зонам стоит 3 евро. Дополнительно нужно оплачивать проезд по зоне Aeropuerto – 3 евро.
Существуют комбинированные билеты на метро в зоне A + зона аэропорта, которые стоят 4,5 – 5 евро (зависит от количества станций, которые нужно проехать по зоне А), а также комбинированный билет метро (все зоны) + аэропорт, который стоит 6 евро.
Билеты на 10 поездок стоят: 11,2 евро для зон MetroNorte, MetroEste, MetroSur, 12,2 евро для зон А, ML1, ML2, ML3 и TFM, и 18,3 евро стоит универсальный билет, действующий для всех зон. Конечно, цены на проезд в метро высокие, но передвигаться на такси в Испании еще дороже.
Для туристов предусмотрен специальный туристический билет на любые виды общественного транспорта Мадрида - Tourist Travel Pass. По этому билету можно ездить по всему метро без ограничения по количеству поездок. Билет Tourist Pass бывает на 1, 2, 3, 5 и 7 дней. Это хотя и немного, но уменьшит бюджет путешествия.
Для его покупки придется предъявлять паспорт и билет выдается для использования строго определенному лицу, то есть купить один Tourist Pass на нескольких путешественников не получится.
Существует Tourist Pass для взрослых и детей до 11 лет. Также есть два вида Tourist Pass. Первый “A” – действует только в зоне A, он дешевле. Второй “T” действует на весь метрополитен Мадрида.
Цена на Tourist Pass A: 8,4; 14,2; 18,4; 26,8 и 35,4 евро (цена зависит от количества дней).
Цена на Tourist Pass T: 17; 26,4; 35,4; 50,8 и 70,8 евро (цена зависит от количества дней).
Карта Madrid Сard дает ощутимые скидки на проезд общественным транспортом в Мадриде. Посмотрите на фото справа, так она выглядит. Нажмите на картинку для увеличения.
Пассажиры до 4 лет едут в метро бесплатно. Приобрести билет можно в кассах и автоматах на станциях метро. Туристический билет покупается в туристическом центре Мадрида и на станциях метро.
Проезд "зайцем" может закончиться крупным штрафом.
Особенности метрополитена в столице Испании
Движение в метро левостороннее.
Движение электропоездов в метро быстрым не назовешь, поскольку расстояния между станциями небольшие.
Двери в вагонах в поездах метрополитена Мадрида могут открываться автоматически или с помощью нажатия специальной кнопки, будьте внимательны.
На фото слева можно посмотреть вывеску около станции мадридского метрополитена. Нажмите на фото для увеличения.
В переходах низкие потолки, при росте выше 178 см будьте внимательны и осторожны.
Почти нет эскалаторов, лишь на новых станциях эскалаторы работают на выход, с сумками передвигаться по подземке проблематично. Множество пересадок создает тоже свой дискомфорт, даже одна линия может быть поделена на две части, и пересадки не избежать.
Если приобретаете билеты в терминале, учтите, что русскоязычного варианта в них нет (можете выбрать испанский или английский). Лучше всего расплачиваться купюрами до 50 евро. Также можно расплатиться пластиковой картой.
Каждая станция содержит схему метро, в переходах увидите указатели на пересадочные станции.
Табличка зеленого цвета с надписью «Salida» обозначает выход.
Будьте внимательны, так как станции могут и не объявлять.
Еще одна особенность, вызывающая иногда путаницу и беспокойство у гостей города - множество переходов, двусторонних и односторонних.
Правила пользования
Билеты в метро приобрести совсем несложно. В кассах вас проконсультируют и помогут. В терминале, выбрав язык общения с ним, задаете пункт своего назначения. Аппарат выдает цену. Оплачиваете и получаете билет.
Возле каждого турникета стоят работники подземки: они всегда помогут выбрать необходимую линию. Вставляете билет в щель на передней грани турникета. «Ловите» его с обратной стороны. На нем будет отмечена дата вашей поездки. Таким образом проходит проверка билетов.
Контролеры возле турникета могут попросить вас показать билет. Не выбрасывайте билет до конца поездки.
Вагоны поездов оснащены световыми табло с указанием направления движения, названий станций, вариантов пересадок.
Для туристов на каждой станции расположены стенды, на которых размещена информация об улицах вблизи станции метрополитена.
Интересные факты о мадридском метрополитене
В метро Мадрида есть станция-призрак «Чамбери». Она открыта в 1919 году, но в 1966 году закрыта на реконструкцию. С тех пор так и не заработала. На ее месте с 2008 года работает музей.
Еще один музей, но палеонтологический, возник на станции «Карпетана», что на 6 линии. В 2008-2010 годах проводились ремонтные работы, и были обнаружены окаменелые представители фауны и флоры, обитавшие почти 15 млн лет назад на территории Мадрида. Они стали элементами декора в переходах станции. Музей открыт с 6:00 до 1:30.
“Станция Двигателя” открыта в 1924 году. Это музей, повествующий историю метро в Мадриде. Экспонатами являются двигатели, генераторы, трансформаторы и другие агрегаты, заставляющие поезда двигаться. Попасть в музей можно в выходные и в пятницу с 10:00 по 14:00, даже в праздники. В остальные дни он закрыт. Вход бесплатный.
Метро имеет и свою библиотеку, но только для граждан Испании. Она работает в будни с 13:30 до 20:00. На нескольких станциях можно взять книги (не более двух), предъявив карту Публичной библиотеки Мадрида. Можно оформить читательский билет, имея документ, удостоверяющий личность. Вернуть книги можно на любой станции, где есть библиотека, или по почте (почтовые ящики для этого расположены на станциях и работают 24 часа).
На 49 метров под землю уходит самая глубокая станция.
Каждый год в первых числах сентября на одной из платформ проходит фестиваль Фламенко. Пять дней перед пассажирами показывают свое мастерство музыканты и танцоры.
Планы на будущее
Метрополитен Мадрида - одна из самых быстро развивающихся в мире систем транспортного сообщения. Конечно, ему не обогнать гигантов Китая – самые большие на планете метро Пекина и метро Шанхая, но перспектива в будущем занять первое место в Европе есть.
Развитие транспортной инфраструктуры в Испании предусмотрено официальным документом - «Стратегическим планом развития инфраструктуры и транспорта на 2005-2020 годы». В этот план включены и расходы на строительство новых линий метро в Мадриде, т.е. увеличение его протяженности. Привлекая частные компании, государство надеется усовершенствовать техническую базу метро, ведь от прогресса отставать не стоит. Плюс к этому, будут создаваться и реализовываться проекты для комфортного пользования метро людей с особыми потребностями.
Однако денег у Испании сейчас в обрез. Поэтому этот план до конца 2020 года не будет реализован. По уточнённому плану развития строительство новых путей только начнётся в 2020 году.
Оставить комментарий