Строительство
В 1960-х годах Дубаем правил Шейх Рашид ибн-Саид Аль-Мактум. Эмир Катара Шейх Ахмед ибн-Али Аль-Фани приходился ему зятем. Напомним, что тогда ещё Дубай был отдельным государством под протекторатом Великобритании (фактически полу-колонией), а государство ОАЭ возникло только в 1971 году, о чём подробно читайте в нашей статье «История Арабских Эмиратов».
В 1963 году в Катаре случилось знаковое событие — первая отгрузка нефти с первого месторождения Идд аль-Шарки. В честь этого события Шейх Ахмед подарил тестю огромные часы.
Шейх Рашид вначале не знал, что ему делать с этими огромными часами. Он посоветовался с архитектором Отто Булартом (компания Overseas AST), который недавно закончил для него проектирование Дворца Заабиль. Буларт посоветовал сделать высокую часовую башню на первой в Дубае круговой развязке, он же сделал первый проект. Так и поступили.
Расчёты и строительство поручили сирийскому архитектору Заки Аль-Хомси (его фото смотрите рядом). Основной идеей дизайна была открытость конструкции. Так как башня строилась в центре автомобильной развязки, Буларт и Аль-Хомси хотели сделать так, чтобы часы были видны с каждой из дорог, и чтобы подъезжающие водители видели другие дороги.
Дизайн был настолько необычным по меркам Ближнего Востока, что поначалу башню называли «Bulart's Folly», переводится «Безумие Буларта». Такое прозвище башня получила в тот момент, когда часы на неё ещё не установили. Когда установили, уже начали называть «Часовая башня Дейры».
Заки Аль-Хомси нанял 30 рабочих и они начали мешать бетон вручную, так как бетономешалок у них не было. Башню построили за девять месяцев, закончили уже в 1964 году. Напомним, что тогда Дубай был бедной страной, нефть здесь ещё не разведали, поэтому отсутствие бетономешалок совсем неудивительно. Нефть тогда только-только разведали и начали добывать в Абу-Даби.
Всё это нам известно из воспоминаний самого Заки Аль-Хомси и других людей, работавших в Дубае в 60-х. Никаких официальных документов о строительстве не велось. Новых сведений от Аль-Хомси мы уже не получим, он скончался в марте 2017 года.
Не успели построить, как стала разрушаться
Первые проблемы начались уже в следующем 1964 году. Для бетона использовали местный пляжный песок, что пагубно сказалось на качестве конструкции. Пляжный песок содержит соль, которая позволяет воде проникать внутрь бетона, разъедает арматуру. Такое явление называют «бетонный рак», по аналогии с человеческой болезнью.
В 1972 году уже требовался срочный ремонт. Реставрационные работы поручили компании AST. Они полностью удалили старый бетон, отремонтировали стальную арматуру и залили новым бетоном.
Однако и это не помогло, пришлось делать ещё одну реконструкцию в 1982-м году. А если выражаться точнее, то была построена реплика. Сейчас от конструкции Аль-Хомси уже ничего не осталось. Под башней установили фонтан, организовали подсветку. Часы установили также полностью новые, цифровые. Куда делись оригинальные часы, которые подарил Дубаю Шейх Ахмед, история умалчивает. Как выглядела башня в 1982-м после открытия, смотрите на фото выше, кликните на фото для увеличения.
В ноябре 2008 года произошло последнее изменение — поменяли циферблат. Раньше цифры были традиционные арабские, теперь римские. Это показательно, ведь традиционные арабские цифры не всем понятны. Дубай движется в сторону мировой культуры.
В 2023-2024 годах прошла очередная реновация. Подсветку заменили на цветную, фонтан в центре отреставрировали, посадили новые газоны, поменяли покрытие дорожек.
Часовая башня — символ нового Дубая
Часовая башня имела огромное значение как символ обновления эмирата Дубай. Ещё в 50х многие местные жители не имели возможности пользоваться часами, это была роскошь для простых людей. Ведь нефтяная эпоха тогда ещё не началась.
Часы стали символом того, что блага цивилизации приходят в Дубай. Поэтому башня очень важна для самих дубайцев, но для туристов не так интересна.
Удачных прогулок по Дубаю, читайте наши интересные статьи об ОАЭ (список статей ниже).
Оставить комментарий