Если ехать из Мадабы, необходимо двигаться на юг по King Highway (Королевскому шоссе) вдоль границы мухафаз Амман и Мадаба до города Дибан (Тебан) – 30 км. Здесь необходимо повернуть на восток и ехать еще 20 километров по извилистой дороге. Пейзажи вокруг невеселые – редкие дома и сооружения неизвестного назначения сменяются жидкими посадками или ровной степью.
Удобных для туристов маршрутов общественно транспорта в Ум-эр-Расас нет. Моно купить организованную экскурсию, и сюда довезет туристический автобус.
Осмотр
Автобус останавливается на площади у муниципалитета. Никакой туристической инфраструктуры нет. Нет ни билетных касс, ни торговцев сувенирами. Даже насчет туалета надо договариваться с местными жителями. Есть только стол со скамейкой, но нет тени, поэтому отдохнуть здесь в жаркий день не удастся.
Руины почему-то отделены от населенного пункта короткой решеткой. Пройдя ее, можно выходить на руины совершенно свободно. Первое что видишь на востоке – сухую холмистую степь. Примерно в полукилометре видна белая крыша. Это ангар, построенный для консервации сохранившихся здесь мозаик церкви св. Стефана 8-го века н.э. С трех сторон вокруг ангара остались только руины. Их осматривать самостоятельно утомительно и бесполезно.
Трудно неспециалисту отличить остатки храма от руин дома. Тем более понять к какой эпохе они относятся. Мозаики храма – практически единственное, на чем останавливаются туристы. По красоте и мастерству исполнения они не уступают мозаикам Мадабы и сюжеты схожи. Также присутствуют карты Святой земли, а вот все мозаики с человеческими изображениями были разобраны и собраны вновь в случайном порядке – так поступали византийские иконоборцы.
На северной оконечности населенного пункта стоит хорошо сохранившаяся 15-метровая каменная башня. Предполагается, что это так называемый столп – место пребывания отшельника-столпника, который молился всю жизнь, никогда не сходя с башни. Такой вид аскетизма был популярен у монахов Палестины в 5-10 веках. Подходить к башне по степи будет долго и утомительно, при желании, лучше подъехать к ней по городской улице.
История
Почти о любом населенном пункте Палестины и Иордании есть упоминания в Библии. На месте современного Ум-эр-Расас стоял город Мефааф. В библейской книге Иисуса Навина упоминается, что город был дан Моисеем израильскому колену сынов Рувимовых.
Больше письменных свидетельств о городе нет до эпохи римского владычества. Ум-эр-Расас в начале I века н.э. назывался Кастрон-Мефаа и являлся фактически военным лагерем, базой конницы Сирийского легиона. Об этом упоминает Античный историк Евсевий Кесарийский в своем «Ономастиконе». Греческое слово «Кастрон» означает «военный лагерь», а, поскольку Кастрон-Мефаа официально входил в состав Аравийского лимеса, то есть «пограничья» Римской империи, можно предположить, что это был обычный пограничный гарнизон, занятый отражением постоянных набегов пустынных кочевников.
С конца III века н.э. вокруг лагеря стал вырастать город, который после разделения Римской империи на Западную и Восточную вошел в состав Византийского диоцеза Мадабы и подчинялся ее епископу. К этому времени относятся фундаменты большинства церквей Ум-эль-Расас. Большое количество церквей можно объяснить наличием в окрестностях города отшельников - столпников.
В те времена этот вид подвижничества был популярен и пользовался огромным уважением простых людей. Посмотреть на столпников стекалось множество верующего народа, который создавал спрос не только на постоялые дворы и таверны, но и на храмы, часовни и прочие святые места.
Тот факт, что в мозаиках города не сохранилось человеческих изображений свидетельствует, что город пострадал во время иконоборческой смуты, сотрясавшей Византию целый век – с 730 по 843 годы. Как сторонники, так и противники икон в те времена не стеснялись в средствах – разрушали города, уничтожали идеологических противников, поэтому удивительно, что хоть какие-то памятники той эпохи в городе сохранились.
Дата, когда город перешел под власть арабов, точно неизвестна. Свое современное имя, очевидно, Ум-эр-Расас получил от них. Но можно точно сказать, что и после арабского завоевания многие жители продолжали открыто исповедовать христианство, строили церкви и хранили традиции изготовления мозаик. Упадок и разрушение города может быть связано как с чередой землетрясений, периодически проходивших в Палестине, так и с завоевательными походами крестоносцев, турок-сельджуков или османов.
Рекомендации
Кроме обычного минимального туристического набора – вода, солнцезащитные очки, головной убор, фотоаппарат - при посещении развалин Ум-эр-Расас необходимо знать, что место это достаточно безлюдное, здесь нет бедуинов с осликами, повозками и водой, поэтому нужно четко рассчитывать свои силы, особенно в жаркое время. Солнце Иордании коварно, это нужно учитывать всегда. Лучшее время для туристических поездок – осень и весна, когда нет изнуряющей жары и мало шансов попасть под дождь.