В VIII веке до н.э. седьмой иудейский царь Амасия захватил город и переименовал его в Иоктэль. В III веке до н.э. Петра стала столицей Набатейского царства. Можно предположить, что для храма или усыпальницы сама природа создала удобное место с глубокой пещерой в скале. Древним мастерам, работавшим в I веке н.э., потребовалось только удалить лишнее и украсить фасад. Царство набатеев было наследственным, поэтому не исключено, что первой функцией «Эль-Хазне» была именно усыпальница.
Усыпальницы царей делались по всему миру – от Китая до Южной Америки и всюду, кроме функции гробницы такие объекты были и хранилищами сокровищ, и культовыми местами, имеющими мистическое значение, не понятое во-многом до сих пор. Исторические исследования подтверждают, что в древности практически по всему средиземноморью храмы, кроме непосредственно богослужений и жертвоприношений, исполняли еще функции банков, убежищ, жилья для священнослужителей, иногда гробниц.
Можно сказать, что сокровищница, была одним из ключевых объектов города. «Эль-Хазне» – грандиозный фасад из розового камня высотой 40 метров и шириной 24 метра - первое, что видит выходящий из каньона Сик путешественник. Место для строительства было выбрано не случайно. Возможно, предшественники набатеев уже хранили здесь сокровища. Наверняка, кроме главного входа были предусмотрены обманные проходы, ловушки, тоннели в скалах для прохода воинов и эвакуации сокровищ, возможно, такие тоннели могли тянуться на многие километры. Если обойти сокровищницу по дороге с севера, видны многочисленные входы в пещеры, подавляющее большинство из них глухие, но в древности все могло быть не так – время, выветривание и землетрясения меняют даже скалы. Малоизвестный факт – раскопаны несколько подземных этажей сокровищницы. Подойдя вплотную к фасаду, можно увидеть закрытые решетками раскопы. Трудно сказать, какие тайны хранят эти этажи.
К сожалению, доступ в помещения «Эль-Хазне» закрыт, вероятно, из-за возможности обрушения и повреждения археологических памятников. Приходится ограничиваться внешним осмотром и домысливанием цели строительства этого грандиозного сооружения. Если внимательно осматривать фасад вблизи, а верхние части – в бинокль, удивительно выглядят фрагменты совершенно разной степени сохранности: четкие капители колонн и ровные ребра, отшлифованные внутренние стены резко контрастируют с выветренными скульптурами.
С трудом можно представить, как в каменистой пустыне строились такие объекты. Перед сокровищницей – самое большое скопление туристов, гидов, торговцев, погонщиков, бедуинов. Если спросить у них, как можно было высечь в скале такие рельефы на высоте 40 метров, не имея строительных лесов, обычно уклончиво отвечают, что резчики спускались почти с пятидесятиметровой высоты на веревках. Может быть, так и было, а может быть, применялись технологии, ныне неизвестные.
Еще одну гипотезу можно встретить в Библии. В 6-й главе книги Бытия сказано: «В то время были на земле исполины». Для человека высотой в 5 метров работа с фасадом высотой в 40 метров не представляется уже совершенно невозможной. В интернете можно встретить более приземленную гипотезу – о том, что фасад сокровищницы высечен вовсе не 2000 лет назад полукочевым народов набатеев, а является новоделом XIX века, высеченным на основе более старого утраченного фасада европейскими или даже петербургскими мастерами – в стиле фасада находят много сходного с архитектурой Санкт-Петербурга. Целью такой подмены могло быть желание британцев привлечь туристов в совершенно дикие места.
Одним из первых исследователей Петры в XX веке был русский археолог М.И. Ростовцев, ученый с мировым именем. В своем труде «Караванные города» он не выразился определенно ни о времени, ни о методах создания сокровищницы, ни о ее точном назначении. Он высказывает только гипотезу о том, что это здание могло быть храмом египетской богини Изиды или великой набатейской богини Луны Аллат. Относительно архитектурного стиля Ростовцев также высказывает сомнения, относя его то к началу I в до н.э., то к III веку н.э.
Сокровищница набатеев «Эль-Хазне» по сей день хранит свои тайны. Памятник включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, археологические работы продолжаются, подробные отчеты об исследованиях доступны только узким специалистам, но, возможно, придет время, когда «Эль-Хазне» приоткроет завесу над своими многочисленными загадками.