Куда поехать отдыхать - 'Желтый Журавль'

Мудрец Лао-цзы

21-04-2016

Период Вёсен и Осеней (или Чуньцю) характеризовался крайней степенью раздробленности страны и слабостью центрального государственного аппарата. Не случайно именно на завершающей стадии Чуньцю, времени перехода к периоду Сражающихся царств, родились и жили два величайших мыслителя Китая - Конфуций (или Канфу Цзи) и Лао-цзы, основоположники конфуцианства и даосизма соответственно. Конфуцию часто приписывают знаменитое высказывание: «не дай бог вам жить в эпоху перемен». И даже если философ не говорил таких слов, жил он, как и Лао-цзы, именно в эпоху больших перемен. В эпоху, когда человеку не на что опереться. Именно такой нравственной и философской опорой, недостававшей современникам мыслителей, стали на многие века для миллионов китайцев их учения. К слову, в конце Чуньцю существовали сотни философско-религиозных концепций, вызванных к жизни эпохой Вёсен и Осеней. Выжили сильнейшие, наиболее близкие сознанию самых широких масс.

Исторические сведения о Лао-цзы

Современная история Китая, как наука, довольно критично относится к самому факту существования Лао-цзы как реального исторического персонажа. Тем не менее, научная литература и энциклопедические словари однозначно определяют его как основоположника даосизма и великого мыслителя древности. Бедная на исторические хроники эпоха Вёсен и Осеней не оставила достоверных сведений о жизненном пути Лао-цзы.

Основными источниками информации об этой исторической или вымышленной личности выступают книги «Ши-Цзи» историка Сыма Цяня и философская автобиография Лао-цзы из трактата «Дао Дэ Цзин», личное авторство которого приписывают самому мыслителю. Потомственный историограф династии Хань Сыма Цянь жил на три столетия позже предполагаемого времени жизни Лао-цзы, достоверность поведанных им сведений может быть поставлена под сомнение.

Широкой публике Сыма Цянь больше известен описанием гробницы Цинь Шихуанди в городе Сиань. Современные археологи находят все больше подтверждений этого описания, что придает трудам Сыма Цяня все больший вес в научном сообществе. Однако и это описание многими учеными ставится под сомнение, ведь в нем нет ни слова о Терракотовой армии.

Биографии из «Ши-Цзи» и «Дао Дэ Цзин»

Согласно «Историческим запискам» («Ши-Цзи») Сыма Цяня, Лао-цзы родился в селе Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ку. Селение Цюйжэнь находилось в царстве Чу, одном из сильнейших претендентов на объединение Поднебесной под своей властью. Первым именем будущего мыслителя было Ли Эр, а имя Лао-цзы, переводящееся как «старый ребенок» или «старый философ», якобы произнесла его мать при рождении сына под сливовым деревом. Лао-цзы якобы прожил 160 либо 200 лет (что, конечно, сомнительно) и некоторое время служил архивариусом в Чжоу, центральном уделе эпохи Чуньцю, формально являвшемся сосредоточием центральной власти. Впрочем, архивариусом «старый ребенок» был недолго, а большую часть жизни он провел, ведя подлинно даосский образ жизни (отшельничество, недеяние, молчание).

Многое о жизни создателя даосизма рассказывают легенды, однако в их случае говорить о достоверности вовсе не приходится. Так, согласно легендам, мать несколько десятилетий вынашивала Лао-цзы. Именно по этой причине он якобы родился с седыми волосами, и мать сразу окрестила свое дитя «старым ребенком». В философской автобиографии, изложенной в тексте «Дао Дэ Цзине», мыслитель называет местом своего рождения вселенскую пустоту. Следуя путем Дао, он обретает простоту, скромность и милосердие, а уже с помощью этих нравственных драгоценностей получает широту характера и мужество. Следуя постулатам собственной концепции, Лао-цзы становится Отцом даосизма.

Версии, версии...

По «Ши-Цзи» в 517 году до нашей эры Лао-цзы встречался с Конфуцием. Современная японская историография и ряд ученых считают годом рождения философа 604 год, поэтому подобная встреча вполне могла состояться. Однако не все современные исследователи согласны с этой трактовкой событий. Те историки, что сомневаются в самом существовании «старого ребенка», рассматривают даосизм как религиозно-философское течение, созданное коллективом авторов, имена которых не сохранились до нашего времени. Ряд историков переносят время жизни «старого ребенка» на IV-III века до нашей эры. Другие ученые мужи и вовсе полагают, что Лао-цзы и Конфу Цзы (Конфуций) — одна и та же историческая личность.

К сожалению, период Вёсен и Осеней — одна из самых слабо поддающихся исследованию эпох. Не сохранилось практически никаких значимых достопримечательностей Китая, датирующихся этим временем. Древняя Башня Желтого Журавля, постройку которого легенда связывает с даосским монахом, нарисовавшим журавля, была возведена намного позже. Еще не существовало ни Запретного города, ни даже Великой Китайской стены, хотя уже начали появляться первые укрепления, часть которых впоследствии стала основой для Великой стены. Столь же беден был период Вёсен и Осеней на исторические летописи. Сведения о той эпохе преимущественно косвенные и в основном датируются более поздними временами. И биография Лао-цзы здесь скорее не исключение, а правило.

Дао дэ цзин

Известный философский трактат «Дао дэ цзин», авторство которого приписывают Лао-цзы, сложен для восприятия нашими современниками. За многие столетия китайский язык далеко ушел от древнекитайской версии, поэтому сами китайцы с трудом понимают написанное. Еще сложнее воспринять тексты трактата представителям иных культур. Особенно учитывая тот факт, что автор специально использовал многозначные слова, намеренно усложняя восприятие читателя. К тому же, многим ключевым понятиям даосизма нет соответствий в других языках. Один из переводчиков древней философской работы объяснял читателям, что ему приходится доносить до них не слова, а идеи, фактически мыслительный процесс автора, перенесенный на бумагу.

Был ли автором текста «Дао дэ цзин» именно Лао-цзы, или им был другой человек или группа авторов, философско-религиозное учение о пути Дао на тысячелетия пережило своего создателя и нашло отклик у многих миллионов человек. И в наше время стиль философской критики и совокупность духовных практик даосизма остаются одной из популярнейших философских концепций.

Предыдущие записи блога о Китае

14-04-2016: Императорская династия Тан в Китае

15-04-2016: Период Чуньцю (Вёсен и Осеней)

16-04-2016: Период Сражающихся Царств (Чжаньго)

17-04-2016: Китай во Второй Мировой войне

18-04-2016: Мао Цзэдун – путь к власти

18-04-2016: Мао Цзэдун – глава КНР

19-04-2016: Китайский историк Сыма Цянь

20-04-2016: Синьхайская революция в Китае

20-04-2016: Сто дней реформ Гуансюя

20-04-2016: Бэйянское правительство в Китае

Следующие записи блога о Китае

21-04-2016: Династия Суй в Китае

22-04-2016: Хан Хубилай – император Китая

23-04-2016: Генерал Юань Шикай

23-04-2016: Маньчжурское завоевание Китая

24-04-2016: Айсиньгиоро Нурхаци-Хан

25-04-2016: Китайский адмирал Чжэн Хэ

26-04-2016: История города Сиань – древней столицы Китая

28-04-2016: Китайский император Сюаньдэ

30-04-2016: История города Ухань

02-05-2016: Китай и монголы – история взаимоотношений

У вас есть вопрос?

Хотите выразить свое мнение?

Хотите что-то добавить?

Оставьте комментарий


Ваше имя

Ваш комментарий




jj-tours.ru © 2013-2016




Туристические страны мира Достопримечательности мира Курорты мира Контакты и реклама на нашем туристическом сайте