Куда поехать отдыхать - 'Желтый Журавль'

Период Чуньцю (Вёсен и Осеней)

15-04-2016

Период Вёсен и Осеней (722-481 гг до н. э.) назван по летописи Чуньцю (кит.: «Вёсны и осени»), авторство которой приписывают Конфуцию, известному человеку Китая, жившему на завершающем этапе этой эпохи. Период характеризовался крайней степенью раздробленности. В те времена Китай был расколот более чем на сотню «осколков»-княжеств. Одни из наиболее мощных образований располагались в бассейне Желтой реки (Хуанхэ) и в совокупности назывались Срединным Царством, Чжунго. Это название и по сей день используется для обозначения Китая. Число княжеств постепенно снижалось за счет поглощения более крупными царствами менее сильных и удачливых соседей.

Небесный мандат «Сына Неба» в период Чуньцю

Справка: период с 1045 по 221 год до нашей эры в истории Китая относят к династии Чжоу. Правление династии, теоретически растянувшееся на восемь столетий, было очень неоднородным. Чжоу делится на несколько периодов: Западная Чжоу (до 770 года до н. э.) и Восточная Чжоу, включающая в себя Период Вёсен и Осеней (Чуньцю) и Период Сражающихся царств (Чжаньго).

Еще в XI веке начинает широко применяться понятие «Небесный мандат» для легитимации правящей династии Чжоу. В следующем столетии правитель уже называется «Сыном Неба». Чем больше Дэ (добродетели), у правителя, тем крепче его связь с Небом. С такими понятиями в классической китайской литературе очень удобно было объяснять приход императора к власти и падение династии. В первом случае большое количество добродетелей открывает путь к трону, а во втором — нравственное разложение и утрата Дэ ведет к потере Небесного мандата и, соответственно, власти.

К началу «Вёсен и Осеней» власть чжоуского вана сильно ослабела, а правители окраинных владений все сильней склонялись к автономному правлению в своей вотчине. Главенство дома Чжоу все больше превращалось в номинальное. Тем не менее, некоторое единство «Срединного Царства» сохранялось за счет уважения к Небесному мандату и объединяющей идее противостояния «варварам». К «варварам» поначалу относили даже царства Цинь, Чу, У, Юэ и Янь.

Изменения в Период Вёсен и Осеней

Западная Чжоу закончилась в 770 году до нашей эры, с момента переноса столицы в Лои (современный город Лоян в Хэнани) из Хаоцзина, располагавшегося возле современного г. Сиань (Шэньси), известного такой популярной достопримечательностью Китая, как Гробница Цинь Шихуанди с Терракотовой армией. Перенесение столицы произошло из-за вторжения племен цюаньжун. С этого момента правящую династию стали называть Восточной Чжоу.

Военное дело и «Искусство войны»

В период Чуньцю все более актуальной стала проблема борьбы с кочевниками, для защиты от которых впоследствии была построена Великая Китайская стена. Настолько грандиозных укреплений еще не было, но технологии строительства укреплений на основе земляных валов уже начали появляться. Более широко стали распространяться доспехи из качественно обработанной кожи у пехотинцев. За счет совершенствования выплавки металла улучшалось качество оружия и постепенно менялась его форма. В войсках появляются мечи, но алебарды все еще используются достаточно широко как у пеших воинов, так и у бойцов на колесницах.

В 519-506 годах до нашей эры проходит война между царствами Чу и У, конфликтовавших с переменной интенсивностью на протяжении почти половины столетия. В этот период появляется знаменитое творение Сунь Цзы «Искусство войны», не потерявшее практической ценности и в наше время. Сунь Цзы был не только выдающимся теоретиком стратегии и тактики, но и хорошим практиком. Именно он разгромил царство Чу в полудесятке баталий и захватил чускую столицу Ин.

Период Вёсен и Осеней продлился относительно недолго по историческим меркам, но за это время существенно вырос масштаб боевых действий. В начале эпохи Чуньцю довольно мощной армией считался отряд в 10000 бойцов с тысячью колесниц. В 5-ом столетии до нашей эры царства Ци и Цинь выставляли уже вчетверо большие армии. В «гражданской жизни» происходит постепенный переход от развитого рабовладения к раннему феодализму, в военной сфере, одновременно с этим, бронза вытесняется сталью и железом. О качестве изготовления бронзовых изделий можно судить, например, по коллекции артефактов периода Чуньцю, выставленной в Национальном музее Китая, расположенном на площади Тяньаньмэнь в Пекине.

Конфуций и Лао-цзы

В эпоху Чуньцю жили два человека, оказавших сильнейшее влияние на развитие Китая на протяжении многих столетий. Речь идет о Конфуции и Лао-цзы. Реальность существования Лао-цзы нередко ставится под сомнение историками, но в энциклопедиях он все так же фигурирует в роли основоположника даосизма, жившего в VI-V веках до нашей эры. Большая часть даосских школ считает Лао-цзы божеством.

Конфуций (он же Кун Фу-цзы, Кун Чжунни и Кун Цю) предположительно жил с 551 до н. э. по 479 год нашей эры. Древнекитайский философ и мыслитель. Создатель философской системы, ставшей основной учения конфуцианства. В эпоху Сражающихся Царств учение Кун Фу-цзы было лишь одной из многих философских школ. Лишь после падения Цинь конфуцианство стало претендовать на роль государственной идеологии Китая. Эта идеология сохраняла свои лидирующие позиции вплоть до начала 20-го столетия, лишь временами уступая даосизму и буддизму.

Собственно, именно в период Вёсен и Осеней на исторической сцене Китая впервые становятся заметны мыслители, учителя, художники. Ваны или князи нередко консультировались с учеными мужами по поводу действий в тех или иных ситуациях. Главным аргументом было упоминание древнего прецедента, сообразно которому предполагалось действовать и в настоящем.

Предыдущие записи блога о Китае

07-04-2016: Цинь Шихуанди - объединение Китая

08-04-2016: Ихэтуаньское (Боксерское) восстание

09-04-2016: Цинь Шихуанди – наследие и наследники

10-04-2016: Период Троецарствия

11-04-2016: Императорская династия Мин в Китае

11-04-2016: Китайский император Цяньлун

12-04-2016: Цинь Шихуанди – правление Китаем и реформы

13-04-2016: Китайский император Канси

13-04-2016: Императорская династия Цин

14-04-2016: Императорская династия Тан в Китае

Следующие записи блога о Китае

16-04-2016: Период Сражающихся Царств (Чжаньго)

17-04-2016: Китай во Второй Мировой войне

18-04-2016: Мао Цзэдун – путь к власти

18-04-2016: Мао Цзэдун – глава КНР

19-04-2016: Китайский историк Сыма Цянь

20-04-2016: Синьхайская революция в Китае

20-04-2016: Сто дней реформ Гуансюя

20-04-2016: Бэйянское правительство в Китае

21-04-2016: Мудрец Лао-цзы

21-04-2016: Династия Суй в Китае

У вас есть вопрос?

Хотите выразить свое мнение?

Хотите что-то добавить?

Оставьте комментарий


Ваше имя

Ваш комментарий




jj-tours.ru © 2013-2016




Туристические страны мира Достопримечательности мира Курорты мира Контакты и реклама на нашем туристическом сайте