Куда поехать отдыхать - 'Желтый Журавль'

Культурная революция в Китае

15-05-2016

История Китая пережила немало коренных переходов из одного состояния в другое. Культурная революция стала трамплином для дальнейшего развития страны. Правление Мао Цзэдуна - трагическая страница руководства КНР. Крах "большого скачка" обнажил положение нищенствующего народа, все громче стали звучать мысли о внедрении рыночных отношений. Теряя свои лидерские позиции не только в партии, но и среди народа, правителю Китая надо было найти выход из обострившейся ситуации, убрав две угрожающие проблемы - возмущение народа и оппозицию.

Основополагающим документом стала "Директива 16.05", изданная Политбюро ЦК КПК 16 мая 1966 года. А 28 мая этого же года формируется группа по делам Культурной революции при ЦК КПК. Она была подотчетна Мао Цзэдуну. Выдвигаются лозунги и направления для реализации Культурной революции.

Начинается кампания "самокритики": всеобщее письменное покаяние партийцев, рядовых китайцев в своих ошибках перед партией. Лидер оппозиции Лю Шаоци тоже пишет такую "самокритику". Его обвинили в непоправимых грехах, отстранили от власти, поместили вместе с семьей под домашний арест. Враг китайского народа умирает в тюрьме в 1969 году. Расправа с элементами капитализма проходила настойчиво, всесторонне. Чистка коснулась и партии. Идея "исправление стиля" вылилась в истребление неугодных китайскому руководителю лидеров партии. Решение VIII съезда подверглось ревизии, всеобщим призывом прозвучал лозунг "критиковать партию". Истребление "неугодных" проходило в несколько этапов.

Неистовство молодежных шаек

Начало преобразований берет свой ход с 1965 года, публикации 10 ноября статьи Яо Вэньюаня. Мао Цзэдун дает определение врага пролетариата. Нужна была сила для революционных действий. Такой силой оказалась молодежь, которая, имея запал, не имела разума и способности разобраться объективно в происходящем. Банды хунвейбинов (школьников, студентов) и цзаофаней (молодых рабочих) правили страной на улицах. Под жернова чистки попала интеллигенция: преподаватели, учителя, городские власти. Издевательства были унизительными, циничными. Врагам красили лица, принуждали лаять, становили на колени.

Для "обмена опытом" хунвейбинам выделены бесплатные поезда, т. е. разгул, беспорядки проходили по всей стране. От рук вандалов пострадали и культурные центры страны. Так, были сожжены костюмы, декорации Пекинской оперы. Жена Мао Цзян Цин, как автор театральных пьес, правила на подмостках страны.

К постановке разрешались "революционные оперы из современной жизни". Хунвейбинами были снесены храмы, монастыри, элементы Китайской стены (кирпичи из нее были нужнее для постройки свинарника). Но "отличились" хунвейбины в гробнице Динлин, вытянув захоронения императора, его жен и предав их огню. Реализуя идею "деревня окружает города", около 20 миллионов китайцев с высшим образованием принудительно отправлены в села, районные города, горы.

Когда хунвейбины разделились по классовому признаку на "красных" и "черных", добавились разбойные выяснения главенства в банде. Мао вынужден был остановить хунвейбинов, применив осенью 1967 года против них армию. Сопротивление властям с их стороны привело к смертной казни нескольких бунтарей в Шанхае, к ссылке миллионов участников молодежного движения. ХI съезд партии, проходивший в Залах народных собраний, официально закрепил идеологию Мао Цзедуна. Преемником Мао назван Линь Бяо.

В 1960-е годы начинается травля драматурга У Ханя и его пьес о Хай Жуе, сановнике династии Мин. Историк подверг критике верхушку власти, чем вызвал восторг у публики. У Хань, приверженец раскопок Динлин, был осужден, умер в тюрьме. Кампанию по "революционизации театра" возглавила Цзян Цин. Старое разрушалось под корень, новое создавалось на базе идеологии властей. Отрицалось значение мировой и китайской литературы, созданной до 1966 года. Она не соответствовала "новой эре в истории человечества". Начались организованные походы на идеологическое кино.

«Ввысь в горы, вниз в сёла»

Май 1969 год - сентябрь 1971 год. Мао Цзэдун предложил (что стало призывом к действию) создать школы для трудового обучения кадров и интеллектуалов. Они назывались "школы кадров 7 мая". Основано 106 школ кадров 7 мая для 130 тысяч чиновников правительства и их родственников. Для низов создали почти 300 таких школ.

Система обучения проходила по методике "трех третей". Рабочее время разбивалось на три отрезка: треть уходила на занятие физическим трудом, треть на ознакомление с теоретическими знаниями, треть на письменную работу, организацию производства.

«Ввысь в горы, вниз в сёла» - под таким лозунгом происходила выселка студентов, военных, рабочих из городов в деревни. На этом этапе массово проводились репрессии службами госбезопасности. Арестовано более 300 тысяч человек, казнены 14 тысяч.

Преемственность. "Банда Четырех"

1973 - 1976 гг. На Х съезде КПК различные силы приходят к соглашению, но сохраняется напряженность. Набирает свои обороты реализация призыва "критика Линь Бяо и Конфуция". Отвергались постулаты конфуцианства, предлагалось заменить его легизмом - древнекитайское учение времен императора Цинь Шихуана, деспота, тирана и строителя Терракотовой армии.

На фоне кампании разворачивается борьба против Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин, Чэнь Юнь, представителей руководства КПК. В 1971 году погибает Линь Бяо, министр обороны. Он был организатором переворота, который оказался неудачным. Мао убрал его со своего пути. Новая волна репрессий прокатилась среди военных. Январь 1976 года омрачен смертью Чжоу Эньлай, премьера Госсовета КНР. На церемонии его памяти в апреле этого же года массовое недовольство на площади Тяньаньмэнь вылилось в выступления против деятельности четверки. Опять последовали репрессии, прикрытые борьбой с буржуазными элементами внутри партии.

Смерть узурпатора власти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 год), свержение власти четверки стало началом нового этапа истории китайского государства. Мемориальный комплекс китайского руководителя в Пекине стал еще одной достопримечательностью Китая. Мавзолей Мао и ныне является одним из пяти действующих усыпальниц бывших глав социалистических государств. Культурная революция не привела к обновлению страны, а стала бедствием для китайского народа.

Предыдущие записи блога о Китае

05-05-2016: Конфуцианство

06-05-2016: Конфуций

07-05-2016: Император Тяньци (Чжу Юцзяо)

08-05-2016: История города Макао

09-05-2016: Император Чжэндэ (Чжу Хоучжао)

10-05-2016: Император Хунчжи (Чжу Ютан)

11-05-2016: Даосизм

12-05-2016: Император Чэнхуа (Чжу Цзяньшэнь)

13-05-2016: Император Цзяцзин (Чжу Хоуцун)

14-05-2016: Император Чжэнтун (Чжу Цичжэнь)

Следующие записи блога о Китае

16-05-2016: Большой скачок Мао Цзэдуна

17-05-2016: Император Шуньчжи (Айсиньгёро Фулинь)

18-05-2016: СССР и КНР – история отношений

19-05-2016: Восстание Красных повязок

20-05-2016: Япония и Китай – история отношений

29-10-2016: История императорских экзаменов

У вас есть вопрос?

Хотите выразить свое мнение?

Хотите что-то добавить?

Оставьте комментарий


Ваше имя

Ваш комментарий




jj-tours.ru © 2013-2016




Туристические страны мира Достопримечательности мира Курорты мира Контакты и реклама на нашем туристическом сайте