Куда поехать отдыхать - 'Желтый Журавль'

Конфуцианские императорские экзамены в Китае

29-10-2016

В течение почти двух с половиной тысячелетий истории Китая система государственного управления Китайской империи основывалась на принципах, определенных учением Кун-Цзы (Конфуция) - основателя и проповедника одной из древнейших философско-этических систем.

Рассматривая историю конфуцианских экзаменов в Китае, необходимо помнить, что со времен Конфуция до падения последней династии Цинь в 1911 году сменилось шестнадцать исторических периодов, в течение которых правило множество династий, относящихся по своему происхождению к совершенно разным народам: чжурчженям, тангутам, манчжурам. В периоды Троецарствия, Южных и Северных династий, Десятицарствия китайского единого государства просто не существовало, страна была расколота на множество небольших царств, каждое со своим государственным устройством и идеологией. Фактически, все, что их объединяло – это письменность (китайские иероглифы) и конфуцианская этика. Различия в языке, обычаях, идеологии могли быть очень значительными.

Соответственно, система подготовки государственных служащих – чиновников различалась, претерпевала изменения, а во времена некоторых императоров просто ликвидировалась.

Первые упоминания об экзаменах на должность чиновника появляются в документах династии Хань в 3 веке д.н.э. Известно, что они были письменными и требовали знания всего конфуцианского литературного канона – Книги песен, Книги перемен, Книги ритуалов, Книги преданий и Книги весен и осеней. Есть сведения, что в каноне также присутствовала Книга о музыке, однако в дальнейшем она была утрачена и в последующие века в экзамены не входила.

Согласно принципам конфуцианства, управление государством требует мудрости и внимания, поэтому с той эпохи было положено начало отбору способных молодых людей во всех подвластным императору территориях. Теоретически, почти любой подданный империи, включая крестьян и ремесленников, мог пройти подготовку и сдать экзамен, но на практике это было реализовать весьма трудно. Главное препятствие – знание иероглифов было труднопреодолимо для простонародья, так как требовало многолетнего и недешевого обучения.

Даже для того, чтобы сдать экзамен первого – уездного уровня, требовалось знание каллиграфии, классической литературы и способность рассуждать о государственных делах. Кроме того, во внимание принимались способность к стихосложению, риторике, внешний вид, поэтому, конечно, первенство в сдаче экзаменов чаще принадлежало аристократам.

Начиная с 11 века при династии Сун, система экзаменов стала трехуровневой – первый уровень экзаменов проходил в уездных городах, второй – в центрах провинций, третий – в столице. Кроме того, темы и структура экзаменационного сочинения были строго регламентирована. Сочинение должно было состоять из восьми частей, включая вступление и заключение. К каждой части были сформулированы строгие логические, стилистические и грамматические требования. В эпоху династии Сун как раз на базе экзаменационной системы окончательно сформировался чиновничий класс, ставший фактически на тысячелетие правящим классом.

В то время, когда государственная власть в стране стабилизировалась, одной из столиц империи стал Пекин. Здесь и происходили экзамены третьей ступени ни звание «цзиньши». По сей день одной из главных достопримечательностей Китая считают Запретный город – дворцовый комплекс, построенный во времена правления династии Мин в 15 веке. В нем был предусмотрен специальный экзаменационный двор. Здесь собирали претендентов на сдачу экзаменов, принимали экзамены. Здесь же была построена галерея чрезвычайно тесных и уединенных помещений, в которых кандидатов затворяли на несколько дней для написания сочинения. С того времени темы сочинений в обязательном порядке касались государственного устройства, то есть кандидат должен был понимать административную и юридическую систему империи и разрешать административные вопросы.

Со временем экзаменационная система усложнялась, добавлялись новые тексты для заучивания наизусть, в частности, «Четверокнижие». Известна история Пань Юньдуаня - шанхайского жителя, который не смог пройти экзамен и вернулся в дом своего отца в Шанхай. Чтобы утешиться и найти занятие он в течении 20 лет занимался строительством сада, подобному виденного им в Пекине сада императорского дворца. Этот сад, называемый Юй Юань или Сад Радости по сей день известная достопримечательность Шанхая.

Поскольку одним из компонентов экзамена было стихосложение, экзаменационная система породила плеяду великих китайских поэтов. Вспомним великого поэта древности Тао-Юань-мина (3 век), до 40 лет служившего на должности чиновника в провинции Цзянси, Вэнь Туна (11 век), губернатора Худжоу, поэта и каллиграфа, Бо Цзюи (9 век), государственного деятеля и поэта.

Естественно, во времена чужеземных нашествий и падений династий система государственных конфуцианских экзаменов не раз приходила в упадок. Во время упадка династии Тан (9 век) страну сотрясали восстания, мятежи. Главную роль в государстве играли придворные кланы, военачальники и чиновники, а экзаменационная система потеряла на некоторое время свое значение. Так произошло, когда Китай был захвачен монголами, обошедшими Великую Китайскую стену в 13 веке и воцарилась династия Юань. Монголы насаждали свои методы управления, отстранили ханьскую аристократию от управления государством.

В то время значительно возросло влияние буддизма, соответственно конфуцианские традиции преследовались. Так было во времена крестьянского восстания, нашествия манчжуров и падения династии Мин в середине 17 века. Однако после смены династии маньчжуры сохранили традиционный бюрократический аппарат и восстановили систему экзаменов. В течение почти трех веков экзамены ужесточались.

Все меньший процент соискателей мог получить заветный чин. Нужно отметить, что во времена маньчжурской династии Цин темы сочинений для соискателей были изменены с политических и юридических на литературно-созерцательные, что привело к значительному ухудшению качества управления государством. В определенной степени это предопределило отставание Китая в 18-20 веках и падение империи.

Предыдущие записи блога о Китае

11-05-2016: Даосизм

12-05-2016: Император Чэнхуа (Чжу Цзяньшэнь)

13-05-2016: Император Цзяцзин (Чжу Хоуцун)

14-05-2016: Император Чжэнтун (Чжу Цичжэнь)

15-05-2016: Культурная революция в Китае

16-05-2016: Большой скачок Мао Цзэдуна

17-05-2016: Император Шуньчжи (Айсиньгёро Фулинь)

18-05-2016: СССР и КНР – история отношений

19-05-2016: Восстание Красных повязок

20-05-2016: Япония и Китай – история отношений

Следующие записи блога о Китае

У вас есть вопрос?

Хотите выразить свое мнение?

Хотите что-то добавить?

Оставьте комментарий


Ваше имя

Ваш комментарий




jj-tours.ru © 2013-2016




Туристические страны мира Достопримечательности мира Курорты мира Контакты и реклама на нашем туристическом сайте