Монгольская династия Юань вошла в историю Китая, как "Изначальная", явный намек на первое, начальное правление императорской династии в Китае. Однако, императоры рода Юаней были на троне Поднебесной меньше 100 лет, что, по сравнению с другими династиями, является маленьким сроком.
Причиной падения династии, претендовавшей на многовековую власть в Китае, стало восстание «Красных повязок». Семнадцатилетнее противостояние монгольским правителям было самым грандиозным освободительным движением в Восточной Азии за всю ее историю.
Политика монгольских императоров давно вызывала недовольство китайского народа делением на своего рода касты, сословные группы. Первая каста, элита, состояла из самих монголов. Они занимали высшие посты в государственном аппарате, в военных подразделениях, имели соответствующие привилегии. Вторая группа включала представителей среднеазиатских народностей, исключая китайцев. Внутри этой группы шло деление на 13 подгрупп. В третью и четвертую группы входили китайцы: северяне и южане. Последние были самой низшей кастой, лишенной всех прав. Конечно, центром восстания стал именно юг страны.
Ущемления прав китайцев было явным, наглым, не знающим границ. Им запрещалось носить оружие, практиковать ушу, на соляных шахтах рабочие не имели права менять работу, поэтому смертность на разработках была высокая. Дискриминация касалась и мер наказания за преступления. Например, за убийство монгола китайцу грозила смертная казнь, монгол же мог отделаться только штрафом. Страну "съедала" коррупция, хотя монголы пытались выжить из страны эту "болезнь".
Природа добавила масла в огонь: постоянные разливы реки Хуанхэ привели к разрушению Великого канала, соединяющего юг и север страны. Закрылась продуктовая дорога на север Китая, где начался голод. Морской путь был опасен пиратским разгулом. Конечно, монгольские власти пытались справиться с проблемами природного характера, но все возможности были исчерпаны, а напасти не устранены. Простой необразованный люд считал причиной всех катаклизмов потерю императорами "небесного мандата на правление". Все ожидали со дня на день «смены мандатов» и прихода нового правителя.
Канцлер Тогто предложил прорыть канал к югу от полуострова Шаньдун. На грандиозную стройку выгнали 150 тысяч рабочих, охраняемых монгольской армией в количестве 20 тысяч. Ремонтные работы Великого канала обошлись немалыми жертвами среди простого населения. В 1351 году рабочие канала, доведенные тяжким трудом до точки кипения, поднимают волну возмущения. Они одевают на головы красные повязки, знак отличия от остальных рабочих. Так начинается движение "Красных тюрбанов" или "Восстание красных повязок". Набеги крестьян имели разрушительную силу. Пощады не было ни для монголов, ни для китайцев.
Армия повстанцев громила буддийские храмы, монастыри. Небольшими отрядами "красные повязки" наносили удары по, как им казалось, самым опасным объектам монгольского правительства. Но под колеса восстановления справедливости попадали и безвинные китайские чиновники. Неистовства восставшим добавляло осознание того, что терять больше нечего: в отряды входили беженцы - солдаты низшего звена, разорившиеся крестьяне, согнанные наводнением, засухой со своих земель, торговцы-неудачники.
Вооружение у них было слабое: недорогие копья, цепи для молотьбы. Армия правительства поначалу пресекала выпады против власти, но возмущения возрастали, поэтому контролировать ситуацию в стране было все труднее. Казнь лидеров повстанцев не останавливала восстание.
С неимоверным вдохновением они разворачивали свои действия, пытаясь восстановить в своих правах потомков династии Сун. По всей стране их оказалось достаточное количество. Так в историю восстания вошел Хань Линьэра, назвавший себя законным наследником императорского трона, трансформировавшегося Будду Майтрея. Идея пришествия Будды Майтрея подняла дух в отрядах крестьян. Будда Будущего должен восстановить равновесие в мире, победив зло. Но идеологии мало, надо стратегически правильно организовать свой путь к победе. Кто станет мудрым, сведущим организатором? Свято место пусто не бывает: всегда найдется человек, способный повести за собой разъяренную толпу.
Чжу Юаньчжан. Именно он кардинально изменил ход императорского правления в Китае. Судьба изрядно потрепала его, заставила пережить ряд трагических моментов, которые укрепили его волю, закалили дух: потеря всех родственников, жизнь в монастыре, пожар в буддийской обители. Повороты в жизни вынесли его к армии Го Цзысиня, которая стала самой крупной повстанческой армией в стране.
Однажды в бою Юаньчжан, отличавшийся диким нравом, смелостью, граничащей с жестокостью, спас своего командира. В благодарность был назначен руководителем одного из подразделений. Смерть Го Цзысиня недолго печалила Юаньчжаня, он занимает место командира. В 1355 году летом он со своей армией берет штурмом город Нанкин, в котором создает свою администрацию, милует защитников города. По всему Китаю проходит слух о талантливом, мудром лидере.
Ряды его армии увеличивались, в ней правили порядок и дисциплина. Обещав крестьянам освобождение от налогов в разорившихся районах, соблюдение законов, наказание за бесчинства, он завоевал расположенность, популярность среди простого населения страны.
Армия "красных повязок" стала опасной, часть ее участников покинула военные действия и отправилась домой обрабатывать землю. Чжу Юаньчжан объявляет остатки армии "вредными и еретическими", поскольку она состояла теперь из бандитов и сектантов. В 1360 году Чжу Юаньчжан вводит налог на торговлю алкоголем, уксусом, объявляет монополию на торговлю солью, чуть позже на торговлю чаем. Начинает чеканку новой монеты, еще больше приблизившей валюту Китая к современному образцу, через два года воссоздает таможенную службу.
Взял штурмом столицу повстанцев, город Аньфэн. В 1367 году при переправе через реку Янцзы тонет Хань Линьэр. Загадочная смерть принца делает Юаньчжаня единственным полноправным лидером обновленного Китая. Ханбалык (современный Пекин), захваченный новым императором в сентябре 1368 года, получает новое название Бэйцзин ("Северная столица"). В этом же году он провозглашает начало новой династии Мин ("Светлой"), став императором Хунъу.
Через год Чжу Юаньчжан приказал сравнять с землей юаньские дворцы. На их месте чуть позже появляется Запретный город и Храм Неба и Земли. Он также продолжил строительство Великой Китайской стены. Кстати, именно участки одной из величайших достопримечательностей Китая, построенные во времена правления династии Мин, сохранились до наших дней благодаря своей надежности и крепости, поскольку созданы из блоков и кирпича.
Разгромив повстанческую армию, новый император завершил национальное освобождение страны, начав правление величайшей императорской династии Мин.
Предыдущие записи блога о Китае
09-05-2016: Император Чжэндэ (Чжу Хоучжао)
10-05-2016: Император Хунчжи (Чжу Ютан)
11-05-2016: Даосизм
12-05-2016: Император Чэнхуа (Чжу Цзяньшэнь)
13-05-2016: Император Цзяцзин (Чжу Хоуцун)
14-05-2016: Император Чжэнтун (Чжу Цичжэнь)
15-05-2016: Культурная революция в Китае
16-05-2016: Большой скачок Мао Цзэдуна
17-05-2016: Император Шуньчжи (Айсиньгёро Фулинь)
18-05-2016: СССР и КНР – история отношений
Следующие записи блога о Китае
20-05-2016: Япония и Китай – история отношений
29-10-2016: История императорских экзаменов
16-06-2017: Марко Поло – путешествие в Китай