Куда поехать отдыхать - 'Желтый Журавль'

Даосизм

11-05-2016

Даосизм, как и конфуцианство, — одна из главнейших традиционных религиозно-философских концепций Китая, появившаяся на исторической сцене на завершающей стадии периода Вёсен и Осеней. В те времена Поднебесная переживала длительную эпоху раздробленности, сопровождавшуюся голодом, падением экономики, войнами и междоусобными разборками. От Чуньцю не осталось практически никаких исторических развалин, которые могли бы стать в наши дни достопримечательностями Китая. Строились в основном оборонительные сооружения, часть из которых, впрочем, в последствии легла в основу Великой Китайской стены.

На фоне смут и потрясений формировались феодальные отношения, а обществу остро не хватало стабильности, что вызывало повышенный интерес к новым философским и религиозным идеям, способным стать точкой опоры в смутные дни. В период Чуньцю учение о дао или «пути вещей» было лишь одним из многих философских течений, генерируемых и подхватываемых обществом времен смуты “как грибы после дождя”. Даосизм достаточно условно подразделяется на дао цзяо, совокупность духовных практик и даосизм как стиль философской критики.

Лао-цзы и Чжуан-цзы

В традиционной истории Китая основоположниками даосизма считаются Лао-цзы и Чжуан-цзы. В современной исторической науки само существование Лао-цзы стоит под вопросом. Жил такой человек или нет, но он почитается божеством, одним из Трех Чистых, в большинстве даосских школ. Согласно древним источникам, Старый Младенец Лао-цзы родился в 604 году до нашей эры в Чжоу и умер в 6-ом столетии до нашей эры. Ему приписывается авторство философского трактата «Дао Дэ Цзин».

Чжуан-цзы, он же Чжуан Чжоу, жил чуть позже предполагаемого времени жизни Лао-цзы, в Период Сражающихся Царств. Согласно наиболее популярной версии биографии, родился он в 369 году, а умер в 286 году до нашей эры. Известный философ входил в число ученых Ста Школ.

Дао дэ цзин — классический даосский философский трактат

Дао дэ цзин («Книга пути и достоинства») — выдающийся литературный памятник, одна из основ китайской традиционной философии, основополагающий источник учения даосизма. Этот труд, якобы написанный Лао-цзы, содержит в себе наиболее значимую и известную интерпретацию Дао, оказавшую огромное влияние на развитие китайской цивилизации, а также на китайскую культуру и культуру ряда других стран. К сожалению, к настоящему времени сохранилось лишь 350 классических комментариев к Дао дэ цзин, а изначальное их количество равнялось семистам. На японском языке — около четверти тысяч комментариев.

Существует почти полтора десятка известных переводов трактата на русский язык. Один из самых ранних переводов — перевод Д. Коннеси под редакцией Льва Толстого, выпущенный в свет в 1894 году. Основная идея Дао дэ цзин — понятие дао, трактующееся как «чистое небытие», «небесная воля», естественный порядок вещей без постороннего вмешательства.

Ранние даосские школы

Формирование религиозного церемониального даосизма началось около 1-2 веков нашей эры, на несколько столетий позже появления даосизма как философской концепции. В эту эпоху к учению о пути Дао примешиваются некоторые элементы древнекитайского шаманизма и народных верований. Стоит отметить, что ряд даосских школ и до сих пор придерживается изначальной формы «пути вещей» в виде комплекса методов совершенствования личности и постижения им объективной реальности без религиозной составляющей (культовых праздников, обрядов, поклонений божествам и так далее).

Так как эти школы никогда не имели собственных монастырей и не проводили публичных мероприятий, они никогда не пользовались особой популярностью и не имели большого числа учеников. Нередко количество последователей достигает лишь пару-тройку десятков человек. Отсутствие публичности способствовало выживанию этих школ во времена запретов и преследования даосизма. Так происходило, к примеру, в эпоху правления династии Юань, когда Хубилай, монгольский правитель Китая, объявил учение о дао ересью и в 1281 году приказал сжечь всю даосскую литературу за исключением «Дао Дэ Цзин».

В период поздней династии Хань в провинции Сычуань появилась школа Пять Ковшей Риса, ставшая в эпоху Шести династий школой Небесных Наставников. Имевшая поначалу ограниченное влияние вариация учения о дао, особенно сильно распространилась во время Восстания Желтых Повязок. Чуть позже появились и другие даосские школы, некоторые из которых (Линбао, Маошань или Шанцин) сыграли значимую роль в развитии философско-религиозной концепции даосизма.

Эволюция даосизма

Многие легенды, связанные с даосизмом и носителями учения дао, стали частью народного фольклора. Такова, например, легенда о даосском монахе, которого из жалости кормил хозяин харчевни. Монах расплатился с хозяином, нарисовав на стене харчевни журавля. Нарисованный журавль танцевал, привлекая посетителей, и заведение стало процветать. Однажды монах вновь прибыл к харчевне, а затем улетел на нарисованном журавле. В честь даосского монаха хозяин заведения построил Башню Желтого Журавля, современная версия которого до сих пор является одной из основных достопримечательностей города Ухань.

Даосский канон «Сокровищница Дао» (Дао цзан) сложился к 5-ому столетию нашей эры. В него входило свыше 250 сочинений. Окончательная версия «Сокровищницы Дао» сформировалась в 1607 году, когда к канону добавили еще 56 текстов. К настоящему времени Дао цзан объединяет в себе 1488 сочинений. На протяжении почти всей истории Китая даосизм был скорее религиозно-философским движением народных масс, даосских монахов и практиков, практически никогда не выступая в роли официальной государственной религии. Тем не менее учение о пути Дао оказывало и продолжает оказывать огромное влияние на китайское общество, его культуру и развитие.

Предыдущие записи блога о Китае

28-04-2016: Китайский император Сюаньдэ

30-04-2016: История города Ухань

02-05-2016: Китай и монголы – история взаимоотношений

04-05-2016: Первая опиумная война

05-05-2016: Конфуцианство

06-05-2016: Конфуций

07-05-2016: Император Тяньци (Чжу Юцзяо)

08-05-2016: История города Макао

09-05-2016: Император Чжэндэ (Чжу Хоучжао)

10-05-2016: Император Хунчжи (Чжу Ютан)

Следующие записи блога о Китае

12-05-2016: Император Чэнхуа (Чжу Цзяньшэнь)

13-05-2016: Император Цзяцзин (Чжу Хоуцун)

14-05-2016: Император Чжэнтун (Чжу Цичжэнь)

15-05-2016: Культурная революция в Китае

16-05-2016: Большой скачок Мао Цзэдуна

17-05-2016: Император Шуньчжи (Айсиньгёро Фулинь)

18-05-2016: СССР и КНР – история отношений

19-05-2016: Восстание Красных повязок

20-05-2016: Япония и Китай – история отношений

29-10-2016: История императорских экзаменов

У вас есть вопрос?

Хотите выразить свое мнение?

Хотите что-то добавить?

Оставьте комментарий


Ваше имя

Ваш комментарий




jj-tours.ru © 2013-2016




Туристические страны мира Достопримечательности мира Курорты мира Контакты и реклама на нашем туристическом сайте