Это третья часть рассказа о римских и греческих амфитеатрах на популярных курортах. Если вы читаете его не с начала, то рекомендуем начать с первой части.
Место, где все сохранилось хорошо, кроме амфитеатра – Помпеи
Древний римский город Помпеи был полностью уничтожен во время извержения вулкана Везувий. Город покрылся толстым, в несколько метров, слоем пепла. Именно этот пепел и сохранил многое в городе в первозданном виде. Помпеи оказались для историков просто “кладом”.
Был в городе и амфитеатр, но он очень серьезно пострадал. Передние ряды, предназначавшиеся для знати, уцелели полностью, так как были каменными, а верхние ряды для простых горожан не сохранились вообще. Эта часть амфитеатра Помпей представляла собой деревянную конструкцию, и пепел не оставил он нее ни следа.
В любом случае, вы можете посидеть на нижних ступенях и почувствовать себя знатным жителем города Помпеи, смотрящим представление и пьющим итальянское вино из чаши.
Этот факт заставляет серьезно задуматься о том, не было ли подобных надстроек у других театров? Правильно ли мы считаем размеры известных нам римских и греческих амфитеатров? У Колизея в Риме надстройка было точно, это установлено по древним документам. Утверждается, что над ним мог быть натянут тент для защиты от дождя. О других амфитеатрах мы можем только догадываться. К примеру, уже упомянутый мною в прошлой части статьи акрополь Линдоса в Греции содержит слишком маленький амфитеатр для такого крупного поселения. Ставлю на то, что надстройка там была.
Как вы видите, на Апеннинском полуострове много интересных исторических мест, именно по этой причине многие с удовольствием летят в Италию на экскурсионный отдых зимой, ну и, конечно, ради шопинга итальянских подарков и одежды мировых брендов.
Тунис – Дугга и Удна – такие разные, но они вместе
На двух популярных археологических площадках Туниса есть амфитеатры. Дугга и Удна очень похожи друг на друга, и, как я писал уже в одной из статей, для рядового туриста нет большого смысла посещать обе эти достопримечательности Туниса.
Самая большая разница между ними – это как раз театры. В Удне находится огромный овальный классический римский амфитеатр, а в Дугге полукруглый греческий. Оба они прошли реставрацию и выглядят великолепно.
По моему мнению, Удна производит куда более глубокое впечатление именно благодаря амфитеатру. Именно его вы видите сразу, как только приезжаете сюда на экскурсию. Можно сказать, что у устроителей мероприятия есть один серьезный “козырь”, и они начинают игру ходом именно с него. В картах это не очень удачная тактика, а туристическом бизнесе работает отлично. По крайней мере, мне самому экскурсия в Удну очень понравилась.
Город Дугга гораздо скромнее. Не все туристы смотрят амфитеатр, так как археологическая площадка довольно большая, и обойти все строения не всем посетителям “под силу”. В Дугге достаточно маленький амфитеатр, если учитывать большой размер города. Возможно, тут была надстройка.
В Удне интересно еще и потому, что под ареной амфитеатра остались подвальные помещения, как в Эль-Джеме, и в них пускаю туристов. Можно “полазить” там и почувствовать себя гладиатором, который готовится к бою, возможно последнему в своей жизни.
Гладиаторы не всегда участвовали в боях друг с другом. Обоюдные их поединки были чреваты смертью атлета, следовательно, компенсацией владельцу раба от устроителя игр. Сами понимаете, излишне тратиться никто не хотел.
Были популярны казни преступников руками гладиаторов, где новички могли получить первый опыт на арене. Конечно, большинство рабов, определяемых в гладиаторы, уже имели боевой опыт и служили в армии. Но сражение на поле боя в строю и поединки на арене – это разные вещи.
Вторым веселым различением для римлян были травли животных. Причем, чем экзотичнее были звери, тем развлечение считалось интереснее.
В самом начале римской истории гладиаторы дрались не ради развлечения толпы, а в память о скончавшемся римлянине. Это был обряд в память об усопшем, который исполнялся еще очень долгое время, вплоть до полного запрета боев гладиаторов в 404 году. Когда гладиаторские бои стали всеримским развлечением, сказать сложно. Вероятнее всего, этот процесс проходил плавно несколько столетий.
Уже во времена Юлия Цезаря гладиаторы прочно влились в шоу-бизнес тогда еще Римской республики – это известно точно. Сам Цезарь завоевывал любовь плебейской толпы, выставив 200 пар гладиаторов для представления.
Последний амфитеатр, о котором мы не упомянули – Ликия, город Мира
Этот амфитеатр в Турции можно посмотреть во время экскурсии Демре-Мира-Кекова.
В нем нет ничего экстраординарного, просто это единственный амфитеатр, который хорошо освещен на нашем сайте, но я о нем еще не упомянул. Хотя нет, одна отличительная черта у него есть. Тут очень хорошо сохранились элементы оформления сцены – барельефы с театральными масками. По ссылке выше можно посмотреть нашу статью и галерею фото, где эти части сцены прекрасно видно.
И этот амфитеатр также находится в Турции. Но, в отличие от Памуккале, он очень удачно расположен. Ехать до города Мира от популярных курортов Турции недалеко. Из Кемера всего около часа, из Антальи не более полутора часов.
Экскурсия сюда – одно удовольствие. И амфитеатр посмотрите, и ликийские гробницы увидите (кстати, эксклюзивное зрелище, есть только тут), и на кораблике покатаетесь во время второй части этой поездки, которая называется “город Кекова”. На мой взгляд, это одна из самых приятных экскурсий в Турции.
Вот и все. Мне больше нечего рассказать об амфитеатрах в курортных странах. Надеюсь, ваше посещение этих достопримечательностей будет приятным.