В прошлых статьях мы поговорили о факторах, влияющих на наше впечатление от туристической поездки или посещения достопримечательности. Мы коснулись темы ожиданий и обсудили социальный аспект нашего восприятия.
На этой странице поговорим о массе других факторов, которые кажутся незначительными, но могут очень сильно повлиять на наше впечатление от экскурсий.
Время подъезда к достопримечательности
Сразу вспоминается поездка в местечко Памуккале, Турция. Оно находится в глубине территории страны, и добираться от основных турецких курортов сюда приходится от трех часов и дольше. Соответственно, вам придется очень рано встать (примерно в 5-00 утра), пропустить завтрак и досыпать уже в автобусе, что может испортить все впечатление. Многие после приезда на эту достопримечательность так и говорят: “И за этим я сюда три часа ехал и рано встал?”.
Масла в огонь добавляют отельные гиды, которые, желая продать экскурсию “любой ценой”, нагло врут относительно времени поездки или специально замалчивают эту важную цифру. Желание продать у них превалирует над честностью отношений с клиентами. Если говорить откровенно, я вообще не рекомендую верить словам отельных гидов.
На самом деле, стоит говорить правду. От лжи продажи не увеличиваются. По моему опыту, 90% туристов заранее определяют ту сумму, которую готовы потратить на экскурсии. И тратят именно ее, но не больше. В Турции это актуально, так как вся эту сумма еще перед поездкой обменивается на американские доллары, и менять деньги обратно туристы не особо хотят. Напомним, в Турции местные турецкие лиры в туристической отрасли почти не используются.
Если турист планирует сидеть в отеле и курсировать только по маршруту “бар-пляж”, то никаким враньем его не заставить заказать экскурсию. Он просто не взял на это денег.
Если турист взял с собой определенную сумму на развлекательную программу, то он все равно их потратит, вопрос только в том, на какую экскурсию именно.
В любом случае, следует говорить обо всех нюансах, чтобы клиенты остались довольны. Иначе можно заработать себе плохую репутацию, как сделал, к примеру, ведущий туристический оператор России – Пегас Туристикс. Я пока хороших отзывов о работе их отельных гидов не слышал, а от плохих уже уши “вянут”.
Заезды в магазины по дороге
Этим больше всего страдает Турция, хотя и на египетских курортах и на тунисских курортах такие случаи не редкие.
Вы едете на экскурсию, но вместо церкви Святого Николая видите захудалый дворик и несколько корпусов зданий, напоминающих старую советскую промзону. Оказывается, что вас привезли на фабрику ковров и сейчас вам их продемонстрируют и предложат купить.
Вы возмущаетесь. “Как же так? Мы за это не платили!”. А вам отвечают. “Если бы не эта фабрика, экскурсия стоила бы дороже на N долларов”.
Такие неожиданные остановки могут испортить впечатление от любой достопримечательности. Когда я сам был в Турции, мне удалось найти только одну экскурсию, где этого не было. Это была поездка в аквапарк Троя в Белеке.
К слову, фабрики сами по себе “бутофорские”, и созданы специально для туристов. Можете мне поверить, я по образованию технолог (специалист по производству) и прекрасно знаю, как выглядят настоящие работающие предприятия. То, что показывают туристам, просто магазин, куда “для вида” поставили ткацкие станки для ковров, гончарные круги для керамики и токарные станки для оникса.
Скажу сразу, и я писал уже об этом в статье “что привезти из Турции”, что ничего на таких “псевдо фабриках” покупать не рекомендую. Вы не знаете ни адреса, ни название организации. А если брак? К кому вы пойдете с претензиями?
Вдобавок, вас может ждать еще один сюрприз. Приехав в отель, вы можете обнаружить, что такой же товар в магазине рядом стоит даже дешевле. Знаю из собственного опыта, когда купил на “бутафорской винодельне” в Турции фруктовое вино, а оказалось, что в соседнем ларьке оно стоит в 1,5 раза дешевле. Вино было “один в один”, даже этикетка одинаковая. Вот такая у меня вышла экономически убыточная история.
И еще один фактор
Я называю его “фактор X”, и не потому, что он мне неизвестен, а просто он очень разнообразный.
Споткнулся о камень, поскользнулся на скользком полу, птица набезобразничала на вас сверху, кресло в автобусе было неудобное, гид по внешнему виду напомнил ненавистного учителя геометрии в школе и еще тысячи возможных причин, портящих вам поездку.
Фактор X очень коварен, так как мы его не признаем. И действительно, видели ли вы человека, который честно бы признался, что ему не понравилась достопримечательность, так как кресло в автобусе было неудобное? Так бывает часто, но признаются немногие.
С детства нас учат быть логичным, но на самом деле учили объяснять все именно теми причинами, которые принято приводить в нашем социуме. Фактор X относится именно к тем причинам, которые объективно существуют, но рассказывать о них не принято.
Хотя, что в этом такого, что вы споткнулись, и это испортило вам отдых? Что в этом “криминального”? Но, почему-то в этом не могут себе признаться 99 туристов из 100.
Я признаюсь честно! В том же Памуккале мне сильно попортило впечатление скользкое покрытие травентин (белые кальциевые отложения). Я несколько раз чуть было не упал. Количество нецензурных слов, произносимых мною в минуту “зашкаливало”. Я же не боюсь в этом признаться.
К слову об этом случае в Памуккале. Вполне возможно предупреждать туристов об этом скольком покрытии и рекомендовать взять с собой шлепки с шершавой подошвой. Что мешает? А ну да. Это же должен сделать отельный гид, а для них главное – ПРОДАТЬ.