Тактика построения системы цензуры в интернете в Китае

Эта статья является приложением к основной странице об интернете в Китае. Читайте ее по адресу http://jj-tours.ru/articles/china-internet.html.

У нас в стране, в Европе и Америке считают, что цензура в интернете в Китае направлена исключительно на подавление инакомыслия в обществе. Это не совсем так. В этой статье мы расскажем о тактике цензуры. Это будет полезно туристам, выезжающим в Китай на пляжи Хайнаня или экскурсии в Пекине для лучшего понимания происходящего в стране.

О цензуре в интернете и контроле над СМИ

Контроль СМИ в Китае очень хорошо развит. Достижения правительства КНР в этой сфере можно считать выдающимися. Расскажем об одном интересном недавнем случае.

В 2013 году в Китае произошло нечто, что до сих пор скрывается властями. Огромная территория страны оказалось под настоящим снегопадом пепла. Первой версией было извержение вулкана, но никакой серьезной сейсмической активности не наблюдалось, ее бы сразу обнаружили станции слежения в других странах.

Сайты, заблокированные в Китае

Второй версией стала техногенная катастрофа. В любом случае, истинные причины этого события скрываются. Самое интересное! Что эта новость не покинула Китая и об этом событии за пределами “поднебесной” никто не знает, кроме тех, у кого в Китае есть друзья.

Вот таков уровень цензуры в КНР.

Три основных направления контроля над интернетом в Китае

Первое направление – это закрытие сайтов (если они находятся в Китае) или блокировка доступа к ним (если они расположены за пределами КНР), если они порочат политику коммунистической партии КНР, китайскую культуру или руководство страны.

Второе направление – это борьба с сайтами с аморальным содержанием. И третье заключается в установлении полного контроля над популярными сервисами. Если о первой и второй составляющих политики властей многие читатели знают хорошо, то третья, скорее всего, вам остается непонятно. Поэтому, мы остановимся на ней подробно.

Борьба с ресурсами, порочащими Китай и его руководство

Цензура в СМИ - обычное дело

В этой части политики цензуры все предельно просто. Любая критика в СМИ и интернете политики правительства запрещена. Это стоит помнить туристам, приезжающим в Китай.

Сайты, содержащие статьи с критикой или блоги с подобными публикациями блокируются. Если сайт или блог находятся за пределами страны, то он блокируется Великим Китайским Файрволом.

Если высказывания были слишком резкими, то автор вполне может быть найден и наказан согласно законам КНР. Поверьте, таких случаев много.

Также существуют полностью запретные темы, которые даже невозможно найти в китайском поисковике Baidu. К примеру, каждый из читателей может провести эксперимент. Мы опишем его подробно:

1. Перейдите на сайт-переводчик

2. Переведите на китайский язык фразу “резня на площади Тяньаньмэнь ” (напомним, что в континентальном Китае используется упрощенное письмо, не перепутайте)

3. Зайдите на сайт baidu.com и введите получившиеся иероглифы

В результатах вы не увидите ни одной страницы с описанием событий 1989 года. Они все просто удалены. Также, если китаец смотрит страницу в англоязычном или русскоязычном интернете, то Великий Китайский Файрвол отслеживает текст, который проходит через него. Встретил определенную ключевую фразу – заблокировал соединение.

Борьба с аморальным содержанием

Работает эта система так же, как и борьба с критикой компартии. Просто ключевые слова другие.

Многие китайские борцы за свободу придумывают специальные шифры, чтобы возможно было переписываться друг с другом о важных вещах и не попасть под подозрение. Но это уже больше похоже на шпионские игры, и темы нашей статьи это касается мало.

В сфере сайтов сомнительного содержания авторы пытаются пользоваться подобной тактикой, маскируя слова и фразы, но компетентные органы их отслеживают, выявляют и …. не будем о грустном (грустное на фото справа).

Наказания в Китае суровы

Установление полного контроля над популярными сервисами

Эта часть политики правительства Китая не афишируется, хотя о ней вполне можно догадаться, если посмотреть хронологию взаимоотношений Китая с мировыми гигантами интернет-индустрии.

Правительство Китая хочет контролировать интернет полностью. То есть, иметь возможность отключить любой сайт, любой блог или внести изменения в результаты поиска при помощи одного звонка.

Китайская поисковая система Baidu

Проблема заключается в том, что не все сервисы им подконтрольны. Если поисковой сервис Baidu подчиняется им беспрекословно, то google этого не делает.

Вариант один и он очень просто. Заблокировать работу Google в Китае. Но есть проблема. Пользователям нужны сервисы в сети. Они не могут полноценно работать, если у них нет электронной почты, поисковых систем или социальных сетей.

Тактика строится очень просто. Китай вкладывает большие деньги для создания сервисов, аналогичных западным. Причем, они не “изобретают велосипед”, а просто делают копии. Тот же Baidu внешне ничем не отличается от Google. Сайт youku.com почти ничем не отличается от Youtube.

Только главную социальную сеть Китая – сайт renren.com можно отметить, как не похожую на западные аналоги.

После запуска сервиса и больших вложений в его развитие и популяризацию, западный аналог просто закрывают в Китае и отгораживаются от него Великим Китайским Файрволом.

Конечно, вам расскажут какие-то официальные причины, связанные с нарушением авторских прав или чего-то еще. Но мы все прекрасно понимаем главную причину блокировки – это желание компартии Китая контролировать интернет полностью.

Список самых известных заблокированных в Китае ресурсов вы найдете в основной статье, ссылку ищите в самом начале этой страницы. А на фото справа вы видите, как китайцы приносят цветы в память о Google, который они больше не увидят на экранах мониторов.

Цветы у офиса компании Google

Самой большой проблемой Китая в сфере интернета и цензуры в нем на данный момент является компания Apple. Ее сервис в интернете Appstore привязан к телефонам и планшетам компании, а они не могут нормально функционировать без него.

Естественно, Apple не подчиняется властям КНР, а их устройства безумно популярны в Китае. Нам один раз удалось попасть в центральный магазин Apple в Шанхае. Там столько людей, что начинает казаться, что находишься в метро в Москве в час пик.